Шахматы и компьютер.

 


В 1769 году венгерский инженер Барон Вольфганг фон Кемпелен построил машину, которая умела играть в шахматы. Это механическое устройство своим внешним видом напоминало турка. Однако выдающееся умение автомата играть в шахматы, в действительности, было делом рук шахматного мастера, хитроумно спрятанного внутри машины. Первая шахматная программа была написана Аланом Тьюрингом еще до изобретения первого компьютера. Тьюринг возглавлял группу ученых, взломавших немецкий код “Enigma”, что в определенной мере предрешило исход Второй Мировой войны. Вскоре после окончания войны, он написал алгоритм, с помощью которого можно было бы обучить машину играть в шахматы. Следуя своим же инструкциям, Тьюринг действовал как «человек-компьютер», и у него уходило более получаса на то, чтобы совершить один ход. Примерно в то же время другой математик, Клод Шеннон понял, что основная проблема будет заключается в огромном количестве продолжений, поэтому он придумал два различных способа обработки информации: «А-Стратегия» изучала все возможные продолжения, а «В-Стратегия» отбрасывала ненужные варианты. На сегодняшний день мы знаем два основных типа шахматных программ: программы «грубой силы» и «отборочные». Но, в принципе, все современные сильные программы, скорее, принадлежат к первому типу. В 1946 году венгро-американский математик Джон фон Ньюманн получил задание построить мощную вычислительную машину, которая позволила бы ускорить расчеты для атомной бомбы. В 1950 году он представил компьютер гигантских размеров под названием MANIAC 1. Вместо того, чтобы немедленно приступить к работе над бомбами, ученые начали проводить с компьютером различные эксперименты. И одной из первых была написана именно шахматная программа. Это были уменьшенные шахматы, 6х6 (без слонов). Несмотря на это, этой программе требовалось 12 минут на то, чтобы продумать следующие 4 полухода ; со слонами та же самая операция заняла бы три часа. Первый раз за всю историю машина превзошла человека в интеллектуальной игре, победив молодую девушку, научившуюся играть в шахматы лишь за неделю до этой игры. Основной проблемой при создании шахматных программ является очень большое число возникающих продолжений. В обычной позиции возможно около 40 легальных ходов, а если посчитать каждый ответный ход, то получается 1600 возможных позиций. В среднем за одну партии производится около 40 ходов. Это означает, что количество возможных ходов равно 10 в 128. Это число значительно больше числа атомов в изученной нами части вселенной (всего лишь жалкие 10 в 80). О том, как развивается шахматная математика и прогнозы о том когда компьютер победит человека читайте здесь.

ISOSPIN