Больше всего программ двойных дипломов - в сфере экономики и менеджмента, на втором месте - инженерно-технические области, далее гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.
Проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы при реализации программ двойных дипломов: представители российских вузов основной проблемой называют недостаточное знание английского языка российскими преподавателями. Возможности индивидуального обучения на курсах английского языка в Петербурге, Москве, Новосибирске и прочих крупных «университетских» городах высоки; более сложная ситуация – в региональных вузах. Поскольку в 90% случаев преподавание в европейской магистратуре ведется на английском языке, то российская доля образовательных услуг заметно снижена на фоне возрастания доли англо-саксонских стран. Значимость английского языка как языка международного общения такова, что в апреле текущего года при обсуждении программы реформирования среднего образования предлагался вариант введения обязательного ЕГЭ по английскому языку.
Среди прочих административных проблем вузы-участники программ двойных дипломов отмечают:
- отсутствие достаточного опыта налаживания подобного сотрудничества
- значительные различия в системах оплаты труда преподавателей
- различия в системах оценки знаний (многие, но не все российские вузы перешли на письменный экзамен, а в европейских вузах практически везде - только письменные работы, с двойной, а то и тройной их оценкой)
Очень серьезный вопрос - непризнание российской системой образования трехгодичного бакалавриата. В России очень жесткое понимание двухуровневой системы - 4 плюс 2. Но в Европе есть и 3 плюс 1, и 3 плюс 2, а главное - там 12-летняя школа. Многие французские студенты хотели бы приехать к нам в магистратуру, но не могут, потому что мы не признаем их дипломы бакалавра.