Энергоэффективность. Энергосбережение. Новости.

 


Сам факт участия в исследовании по энергосбережению и энергоэффективности побуждает людей экономить электроэнергию — хорошо известный психологический эффект заставляет снижать электропотребление на 2,7%, пишут авторы исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В психологии, социологии и других общественных науках хорошо известен так называемый Хоторнский эффект. Он возникает в экспериментах, когда новизна, повышенный интерес участников или внимание к предмету исследования приводят к искаженному, зачастую слишком благоприятному результату.

Дэниэл Шварц из университета Карнеги-Меллона и его коллеги решили выяснить, возникает ли этот эффект в исследованиях по энергоэффективности и можно ли его использовать во благо. Летом 2011 года они отслеживали потребление электроэнергии в 5,6 тысячи случайно выбранных американских домохозяйствах. Половине участников мониторинга прислали открытку о том, что их выбрали для участия в исследовании по энергосбережению, которое продлится месяц, но никаких специальных действий с их стороны не требуется. Открытки-напоминания также рассылались этим людям каждую неделю в течение месяца.

Оказалось, что те, кто получил открытки, на месяц снизили свое электропотребление в среднем на 2,7% — больше, чем требует официальная программа штата по энергосбережению. После окончания исследования уровень потребления вернулся к привычному. Последующий опрос участников показал, что главной причиной энергосбережения было повышенное внимание к этому вопросу, вызванное информацией об участии в исследовании.

Авторы статьи делают два основных вывода из своей работы. Во-первых, они отмечают, что Хоторнский эффект действительно возникает в исследованиях по энергосбережению и может существенно искажать их результаты. Во-вторых, повышение уровня осведомленности населения о необходимости экономить электроэнергию может служить действенным способом достижения этой цели.

Источник: РИА Новости