Технологии Smart Grid и энергетическая инфраструктура завтрашнего дня.

 
Технологии Smart Grid и энергетическая инфраструктура завтрашнего дня.
Одна из задач, которую призваны решить технологии Смарт Грид – это интеграция в единую саморегулируемую («интеллектуальную») сеть потребителей электроэнергии, крупных централизованных источников электроэнергии и множества мелких, таких как небольшие ветрогенераторы, домашние солнечные батареи и другие альтернативные источники электроэнергии.

Важную роль в интеллектуальной электросети призваны сыграть электромобили. Они могут быть использованы в качестве мобильных накопителей электроэнергии из альтернативных источников и выступают таким образом в качестве стабилизаторов электросетей.

Развитие производства электромобилей сегодня происходит заметными темпами: по мнению экспертов, к 2020 году в одной только Германии будет эксплуатироваться более 4 млн. таких машин. Они станут важной частью новой энергетической инфраструктуры.

Одним из признанных лидеров, активно работающей в сфере развития интеллектуальных энергосетей является компания «Сименс».

Разработкой технологии Smart Grid в концерне "Сименс АГ" непосредственно занимается руководитель департамента "Распределение энергии" Сектора энергетики концерна Siemens AG Ральф Кристиан. Он любезно согласился ответить на вопросы российских журналистов.

Что представляют собой «интеллектуальные» сети?

– Понятие «интеллектуальные» сети охватывает сегодня одно из важнейших направлений развития рынка и технологий, представленных на нем в сфере передачи и распределения энергии. По сути дела, речь идет о технологиях, которые способны сделать электрическую сеть и ее нагрузку транспарентными и управляемыми. Бывшая до сих пор статичной ситуация в управлении сетями благодаря многим новым запросам превращается в живую инфраструктуру, которая позволяет осуществлять быструю, гибкую и транспарентную связь между производителями электроэнергии и ее потребителями. Таким образом, Smart Grids превращаются в движущую силу постоянного энергоснабжения.
Подобные «интеллектуальные» электрические сети позволяют повысить уровень эффективности, надежности и безопасности всей системы электроснабжения. Это позволит сэкономить примерно 5% энергии в год. Излишне говорить, что «интеллектуальные» сети помогают бороться с изменением климата. Благодаря Smart Grid можно будет до 2020 года предотвратить выброс более одного миллиарда тонн СО2. Более того, «интеллектуальные» сети создают предпосылку для интеграции в систему электроснабжения возобновляемых источников энергии и позволяют широко применять децентрализованное электроснабжение. Они позволяют постоянно изменять набор поставщиков электроэнергии в пользу таких возобновляемых источников энергии, как ветер и солнце. Таким образом, «интеллектуальная» сеть объединяет как крупные централизованные источники электроэнергии, так и мелкие децентрализованные источники, а также потребителей в единую структуру. Другими словами, Smart Grids являются двигателем для постоянного энергоснабжения.

Как специалисты компании Siemens оценивают перспективы развития электромобилей в Германии, в мире и, в частности, в России?

– Мы ожидаем в ближайшие годы беспрецедентный рост на рынке электромобилей. Соответствующую активность мы регистрируем на азиатском рынке. Но и в Германии, и в России мы ожидаем начало бурного спроса на электромобили, прежде всего в городских конгломератах. Только на дорогах Германии к 2020 году может насчитываться уже свыше 4 миллионов электромобилей. Да и в целом во всем мире мы видим в этой технологии значительный потенциал.
Но предпосылкой развития электромобилестроения и широкого применения электромобилей во всем мире являются Smart Grid. Это технология, позволяющая снабжать электромобили электрическим током на совершенно ином уровне, чем это принято думать сегодня. Siemens уже стал ведущим поставщиком таких технологий, как «интеллектуальные» сети, во всем мире. У нас имеются все продукты и системы, касающиеся «интеллектуальных» сетей, и многолетний опыт работы в этой области. Превращение электрических сетей в «интеллектуальные» сети представляет собой одно из основных направлений деятельности концерна Siemens уже в течение нескольких десятилетий. Значительный потенциал, который мы видим в сфере «интеллектуальных» сетей, связан с возрастающим объемом производства электроэнергии из альтернативных источников и новыми требованиями, которые появились вследствие урбанизации и демографических изменений.

На каких принципах электромобили могли бы работать в качестве мини-электростанций?

– Электромобиль нуждается в «интеллектуальных» сетях, чтобы быть оптимальным образом вовлеченным в существующие энергосистемы. Например, известно, что ветроэлектростанции морского базирования поставляют электроэнергию даже тогда, когда мы в ней не особенно нуждаемся, например, в ночное время. Электромобили могут служить мобильными накопителями для электроэнергии из альтернативных источников и выступать таким образом в качестве стабилизаторов электросетей. Электромобили могут быть подключены к системе электроснабжения через заряжающие и разряжающие устройства. Таким образом, они смогут автоматически заряжаться, когда в сеть поступает особенно много электроэнергии, например, от ветряных электростанций (тарифы соответственно низкие), и разряжаться или отдавать накопленную ранее электроэнергию в сеть, когда тарифы высокие. Тогда поставщику электроэнергии не надо будет в период пиковых нагрузок докупать электроэнергию от других производителей. Ему достаточно воспользоваться возможностями этих мини-электростанций.

Главной проблемой при изготовлении электромобилей являются аккумуляторы. Сейчас они громоздки и располагают небольшой емкостью. Как можно решить эту проблему?

– Я считаю, что емкости аккумуляторов не представляют собой главную проблему. Гораздо большие проблемы для изготовителей таят расходы по производству аккумуляторов. Сейчас при проведении серии экологических тестов мы концентрируем наше внимание на следующих технических особенностях: как мы сможем электромобили с помощью «интеллектуальных» сетей сделать экономичнее и экологически чище, чтобы, с одной стороны, внести вклад в охрану окружающей среды, а с другой, – снизить производственные расходы. Именно над этой проблемой активно работают наши инженеры.

Источник: пресс-служба ООО "Сименс"