От компьютерной грамотности – к информационной культуре. Путь ИТ-инноваций в педагогике.

 


Проникновение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности и возрастающая доступность Интернета для различных слоев общества делает возможным широкое применение Интернет-технологий в педагогике.

Внедрение Интернет-технологий в образовательную сферу приводит к изменению роли преподавателя в учебном процессе. Роль преподавателя смещается в сторону большего участия в управлении познавательным процессом, своевременной модернизации преподаваемого курса, дистанционному консультированию самостоятельных работ обучаемых. Такое управление может быть реализовано в виде интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателя с использованием всех современных возможностей. Значимым инструментом в реализации подобной схемы образовательного процесса становится сайт преподавателя.

Активное использование педагогами и студентами социальных сетей способно ускорить процессы обмена учебной информацией и придать динамику образовательному процессу. Возможность дистанционного консультирования мотивирует как студентов, так и преподавателей на решение образовательных задач, помогает включиться в творческий процесс. Наглядность происходящего в сети стимулирует соревновательный момент в процессе овладения знаниями. Преимущества использования новых технологий очевидны, но до настоящего момента внедрение их в образовательную сферу остается хаотичным. Использование новых возможностей в учебном процессе практически полностью зависит от инициативы и энтузиазма преподавателя.

На одном из последних международных конгрессов кафедр ЮНЕСКО переход от компьютерной грамотности к информационной культуре студентов был назван одной из важнейших целей современного развития и использования информационных технологий в образовании. Для реализации этого перехода в материалах конгресса рекомендованы такие средства, как создание обучающих систем и систем тестирования; разработка и применение межвузовских программ и совместных программ вузов и предприятий; разработка консультационных Интернет-ресурсов; организация и проведение виртуальных тематических конференций и тематических электронных публикаций.

По материалам Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития