Москва: реестр инновационной продукции должен упростить доступ МСБ к госзаказу

 


18 марта в Московской городской думе состоялось заседание комиссии по науке и промышленной политике, на котором была рассмотрена практика применения Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» применительно к научно-технической продукции. Об этом сообщила пресс-служба МГД.
Говоря о важности поднятой темы, заместитель председателя комиссии по науке и промышленной политике Алексей Рябинин отметил, что закупки являются важнейшим направлением деятельности государственных органов и мощным инструментом государственной поддержки. Особенно это важно, когда речь идет о продукции научно-технического назначения, потому что инновационное развитие и модернизация являются приоритетом государственной политики.
Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Александр Карпов отметил, что для разработки инновационной продукции существенным фактором является спрос на нее. По его словам, принятым Постановлением правительства Москвы «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-2012 годы» установлен механизм, который позволяет приступить к внедрению новых технологий, новых товаров, работ и услуг в системе государственного заказа в столице.
В соответствии с постановлением до 1 ноября 2010 года должен быть создан реестр инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. Александр Карпов заметил, что создание реестра должно решить ряд задач: концентрация данных и информации о результатах инновационной деятельности, исследований и разработок, которые формируются с участием госзаказчиков; выявление и эффективное использование научно-технического потенциала; отбор наукоемкой конкурентной продукции и информационное обеспечение государственных заказчиков для формирования технических заданий и государственного заказа на наукоемкую продукцию. Таким образом, формируется массив данных о свойствах продуктов, о возможности выпуска продукции и, кроме того, формируется механизм экономического расчета новых потребительских свойств и экономической эффективности применения новых продуктов в системе госзаказа.
По словам А.Карпова, Федеральный закон №94 позволяет обеспечивать заказ на продукцию по результатам НИОКР и осуществить государственные закупки. Единственное ограничение при применении этого механизма - это установленный законом порядок формирования государственного заказа сроком на один год, то есть основные торги и заказы на продукцию имеют сроки поставки в течение одного года. Экономические же расчеты по применению новых технологий базируются на период в пять лет, поскольку получить реальный экономический эффект за один год применения новых технологий невозможно.
По мнению А.Карпова, прописанный механизм государственного заказа надо дополнить положениями о возможности формирования госзаказа на срок до 3-5 лет. Кроме того, из порядка формирования конкурсной документации сейчас исключены государственные стандарты качества, которые являются важным фактором применения новых технологий.
Начальник Управления развития секторов экономики и инноваций Департамента экономической политики и развития города Москвы Михаил Семенов коснулся вопроса финансирования всех этапов прохождения инновационного продукта. По его словам, достаточно средств выделяется на начальную стадию разработки инновационного продукта, но заинтересованности в его внедрении практически нет. По мнению представителя департамента, на каждом этапе создания инновационного продукта должна быть своя форма финансирования.
Как сообщил представитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Максим Фомин, Федеральный закон №94 регулирует процедуру проведения торгов, при этом за рамками закона остались такие важные вопросы, как планирование размещения заказа и реализация государственного контракта.
По его словам, при планировании госзаказчик должен четко определить цель размещения заказа, а в техническом задании при проведении торгов более четко прописывать требования и указывать результат, который он хочет получить в итоге.
М.Фомин заметил, что в Федеральном законе №94 достаточно четко прописана процедура проведения торгов, конкурсов на научно-исследовательские работы. При этом закон предоставляет государственному муниципальному заказчику возможность заключения контракта с несколькими участниками на выполнение одной и той же научно-исследовательской работы.
Подводя итоги обсуждения, А.Рябинин предложил принять полученную информацию к сведению.

Источник: ИА "Альянс Медиа"