Венчурная индустрия в России способствует развитию компаний малого и среднего бизнеса

 


Фундаментальные изменения начала 90-х, связанные с приватизационными процессами в России, а также решения правительств стран "Большой семёрки" и нескольких международных финансовых организаций о выделении свыше 700 млн долларов для поддержки развития малых и средних вновь созданных или приватизированных предприятий вызвали резкий рост интереса к рынку прямых инвестиций в России со стороны различных (в основном иностранных институциональных) инвесторов и, как следствие, отразились на более чем динамичном старте - 37 фондов с капитализацией 2,6 млрд долларов было создано за первые 4 года исследуемого периода.

Дефолт августа 1998 года, девальвация рубля и, как следствие, кризис ликвидности финансового рынка сказались и на инвестиционных планах большинства управляющих венчурных фондов. За три года (с 1998 по 2000) десять фондов свернули свою деятельность в России, "забрав" с собой порядка 817 млн долларов (по сумме начальной капитализации). Инвестиции по новым проектам были приостановлены, осуществлённые - списаны или проданы с убытком. Однако далеко не все инвесторы лишились энтузиазма, и после года ожидания активность по созданию новых фондов возобновилась: 7 фондов на сумму свыше 530 млн долларов были «закрыты» в 2000-2001 г.

Необходимо отметить, что за последние три года, несмотря на ежегодно увеличивающееся количество новых фондов, их суммарные капитализации остаются на уровне 180 млн долларов в год, что говорит об уменьшении средних размеров новых фондов. Можно рассматривать этот факт как положительный, так как меньший размер фонда предполагает меньшие суммы отдельных инвестиций, снижение накладных расходов (инвестиции осуществляются "через дорогу"), что, в свою очередь, означает смещение интересов инвесторов в сторону начинающих компаний на локальных рынках. Венчурная индустрия в России всё больше выполняет одно из своих важнейших предназначений - способствовать развитию компаний малого и среднего бизнеса, начиная с самых ранних стадий.

На протяжении 2004 года остаётся высокой активность управляющих компаний по созданию новых фондов: суммарная капитализация семи фондов, созданных за первое полугодие, уже превысила капитализацию пяти фондов, собранных в 2003 году, на 50 млн долларов или 32%. РАВИ известны планы относительно закрытия осенью 2004 года двух фондов на предполагаемую сумму 200-250 млн долларов. Представители ещё девяти управляющих компаний высказались в своих анкетах о планах по созданию новых фондов в 2005 году на сумму свыше 1,1 млрд долларов.

Классификация управляющих компаний.

В целом к июлю 2004 года распределением средств всех фондов, продолжающих действовать на территории России и представленных в данном исследовании, занимались 36 управляющих компаний, из них 9 зарегистрированы в России, остальные - за границей. Среди иностранных управляющих компаний только одна не имеет представительского офиса в России. По объёмам средств, находящихся под управлением каждой из компаний, их можно условно разделить на три группы.

Данные на июль 2004 года В первой - наиболее капиталоёмкой - группе находятся 5 управляющих компаний, две из которых объединяют 6 фондов (по 3 каждая). Всего в этом секторе находятся 9 фондов размером от 190 до 440 млн долларов с общей капитализацией почти 1,58 млрд долларов. Эти фонды инвестируют в основном в компании на поздних стадиях, декларируя минимальные суммы инвестиций в отдельные проекты от 2,5 млн долларов (хотя у некоторых были отмечены разовые инвестиции в компании на начальных стадиях на суммы до 100 тыс. долларов). Все управляющие компании этой группы пришли на российский рынок до 1998 года. Средства фондов этих компаний на 100% являются зарубежными, из них 12% были привлечены после 1998 года. Свыше 400 млн долларов из этого пула всё ещё свободны для осуществления инвестиций. Среднее количество сотрудников в каждой компании - 32 человека.

Данные на июль 2004 года Из второй группы только 4 управляющих компании держат больше одного фонда под управлением (в одном случае - два, в остальных - по три; все пришли на рынок до 1998 года), у каждой из которых в среднем по 90-100 млн долларов. У остальных компаний - по одному фонду размером от 50 до 160 млн долларов. Общая капитализация 15 фондов этого сектора равна 1,28 млрд долларов. Отличительной особенностью этих фондов является то, что они инвестируют в компании на всех стадиях развития. Девять управляющих компаний этой группы пришли на рынок после 1998 года, "приведя" с собой 750 млн долларов, 40% которых - российского происхождения. У фондов этой группы около 250 млн долларов ещё не распределены. Среднее количество сотрудников в каждой компании - 14 человек.

Третья - наименее капиталоёмкая - группа (282 млн долларов под управлением) состоит из 16 управляющих компаний, у каждой из которых по одному фонду с капитализацией от 5 до 30 млн долларов. Семь из них пришли на рынок до кризиса (30 млн долларов - российских, 74 млн долларов - зарубежных), 9 - после (по 50% средств привлечены из России и из-за рубежа). Фонды именно этой группы больше всего внимания уделяют компаниям на самых ранних стадиях развития. Около 40 млн долларов из фондов этой группы на момент составления обзора были не инвестированы. Среднее количество сотрудников - 8 человек.

Источники капитала фондов.

За весь исследуемый период под венчурные инвестиции в России было привлечено 3,96 млрд долларов. Превалирующая часть средств исследованных фондов поступила в 1994-1998 гг. - 2,94 млрд долларов. За последующие пять с половиной лет было "поднято" в три раза меньше - 1,02 млрд долларов. Покинуло российский рынок в общей сложности 817 млн долларов (по первоначальным суммам заявленных капитализаций новых фондов). За первый период превалирующая часть средств поступила из зарубежных источников - 97%, и только 3% - из российских. Происходило это в основном по следующим причинам: • отсутствие в российском обществе культуры прямого и венчурного инвестирования с использованием соответствующих финансовых механизмов; • высокая степень недоверия российских инвесторов к различного рода финансовым посредникам и управляющим компаниям; • отсутствие системы национальных финансовых институтов, осуществляющих долгосрочные диверсифицированные инвестиции (в основном пенсионных фондов и фондов страховых компаний - крупнейших инвесторов венчурных фондов в странах с развитой системой венчурного инвестирования); • общая экономическая ситуация в стране, предлагающая широкие возможности для осуществления краткосрочных спекулятивных и про- чих коммерческих операций, делающих долгосрочные инвестиции посредством венчурных фондов непривлекательными; • неразвитость инфраструктуры венчурного финансирования.

Кризис 1998 года нарушил планы и охладил пыл многих иностранных инвесторов. Однако, появление после кризиса большого количества явно недооцененных компаний привлекло на рынок прямых инвестиций целый ряд российских инвесторов, готовых иметь дело с особенностями национального бизнеса - после 1998 года они инвестировали в новые фонды 26% всех средств или 265 млн долларов, что почти в три раза больше в денежном выражении по сравнению с предыдущим периодом.

Из российских инвесторов традиционно активными как до, так и после кризиса остаются коммерческие банки и промышленные предприятия. Необычно "высокая" активность государства на уровне 17% выражалась инициативами отдельных администраций в регионах. После кризиса государственное участие в создании новых фондов реализовалось в основном посредством первого государственного фонда фондов - Венчурного Инновационного Фонда (ВИФ), предоставившего пока только 1% от всех российских средств, привлечённых в индустрию после 1998 года. Несмотря на всё ещё незначительную роль ВИФа в развитии системы венчурного инвестирования в России, ему удалось привлечь значительные средства из внебюджетных источников в эту сферу: на каждый доллар ВИФа было привлечено девять долларов частных и корпоративных инвесторов.

Полное отсутствие сведений об участии российских физических лиц в капиталах фондов до 1998 года связано, скорее, с обстановкой общей "секретности" и нежеланием открыто позиционироваться, нежели с отсутствием желания и возможностей российских частных инвесторов вкладывать средства на венчурном рынке.

Среди зарубежных партнёров российских фондов особенно выделяются профессиональные инвесторы - международные многопрофильные инвестиционные компании, традиционно активно работающие на развивающихся рынках. Благодаря их вкладу, а также средствам межправительственных финансово-кредитных организаций и финансовому участию стран "Большой семёрки", венчурная индустрия в России динамично развивалась в середине-конце 90-х годов.

Одним из важнейших обстоятельств, сдерживающих активное развитие венчурной индустрии в России, является полное отсутствие на этом рынке средств российских пенсионных фондов и страховых компаний. До сих пор в России не действует ни одного фонда, в капитале которого были бы задействованы средства данных стратегических инвесторов. Как известно, подобные финансовые институты являются крупнейшими партнёрами венчурных фондов в странах с развитой системой венчурного инвестирования. В России процесс взаимовыгодного сотрудничества пенсионных фондов и страховых компаний с фондами прямых инвестиций ещё не начался.


По материалам ИА «Альянс-Медиа»