О ключевых проблемах реализации государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий и путях их решения

 


(доклад исполняющего обязанности Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации А.А. Фурсенко на пленарном заседании научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, 17 декабря 2003 г.)


Уровень научно-технического развития, степень его влияния на национальную экономику однозначно характеризует конкурентоспособность страны как в текущий момент, так и в стратегической перспективе.

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий.

В связи с этим в своем выступлении мне бы хотелось затронуть вопрос о ключевых проблемах реализации государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий и путях их решения.

Одной из таких проблем является обеспечение анализа и долгосрочного прогноза перспектив социально-экономического развития вообще и научно-технической сферы в частности.

Это анализ тенденций развития науки и технологий, причем не только в стране, но и за рубежом, анализ развития рынков, начиная от рынков природных ресурсов, рабочей силы и кончая рынками потребления. Результатом анализа должна быть ясная и согласованная со всеми субъектами научно-технической сферы стратегия инновационного развития страны, важнейшее место в которой занимает процесс создания и использования знаний.

В значительной степени рамки такой стратегии прописаны в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Из проведенного на настоящий момент анализа однозначно следует, что построение экономики, основанной на знаниях, возможно лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок. Весь процесс реформирования можно разбить на три части:

- организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире;

- создание национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний;
- модернизация промышленности на основе инноваций.

Остановимся подробнее на каждой из перечисленных позиций.

Обеспечение лидерства России в ряде областей фундаментальных и поисковых исследований требует сохранения и развития системы базовых институтов и научного сообщества (среды), необходимых для генерации новых знаний и, одновременно, выбора и поддержки «прорывных» направлений, создающих стратегические преимущества для нашей страны, в том числе, и для обеспечения национальной безопасности страны, предотвращения угроз природного и техногенного характера.

Задача сохранения и поддержки «среды» решается через поддержку научных школ, молодых ученых, обновление материальной базы науки при одновременной концентрации ресурсов в ведущих научных центрах.

Роль лидера в решении этой задачи, несомненно, принадлежит Российской академии наук, которая может и должна взять на себя ответственность за сохранение, развитие и использование уникального наследия: многопрофильных институтов, имеющих как исследовательский, так и образовательный потенциал и являющихся интеллектуальными донорами по отношению ко всему миру.
Эту же задачу должны решать и другие организации государственного сектора науки ведущие университеты страны и, в какой-то мере, государственные научные центры.

Сохранение и развитие научной среды должно финансироваться, в первую очередь, за счет бюджетных средств. При этом, доля выделяемых на эти цели средств в общем бюджете науки не должна уменьшаться.

Дополнительным источником финансирования поддержки и воспроизводства научной среды должно стать внутреннее перераспределение ресурсов государственного сектора науки в процессе его оптимизации. Необходимо создать эффективную систему перераспределения основных фондов, приборной базы и оборудования, высвобождающихся при закрытии неперспективных институтов и направлений.

Задача поддержки прорывных направлений также базируется на заделах и традициях российской науки, связанных с умением концентрировать усилия на решении приоритетных задач (в качестве примера можно вспомнить атомный и космический проекты).

И сегодня всемирно признанные успехи российских ученых в оптоэлектронике и атомной физике, нано- и информационных технологиях, создании новых материалов и энергетике, ряде других областей создают базу для опережающего развития российской науки на нескольких выбранных направлениях.

Выбор этих приоритетов должен основываться на независимых исследованиях и одобряться научным сообществом. При этом количество приоритетов должно быть жестко ограничено и исчисляться единицами, а не десятками, они должны быть достаточно конкретны и не охватывать целые области знаний, ибо только при жесткой концентрации ресурсов можно добиться мирового лидерства.

Хочу подчеркнуть, что именно научное сообщество, и в первую очередь Российская академия наук, должно при поддержке государства взять на себя ответственность за некоторое сужение фронта работ и выбор тех основных «приоритетных направлений», которые необходимо поддержать и развивать.

Государство также должно создать эффективную систему финансирования приоритетных работ, отделенную от системы поддержки существующих научных институтов, например, через специально созданные для этой цели фонды и другие институты, базирующиеся на конкурсной основе.

Сегодня мы сохраняем передовые позиции как в ряде конкретных научных направлений, так и в общем системном подходе к образованию и к организации фундаментальных исследований. Однако развитие передовой науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, сколь и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран.

Именно поэтому в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу» такое большое внимание уделено формированию национальной инновационной системы и коммерциализации знаний.

Однако создание организационных элементов национальной инновационной системы (центров передачи технологий, технико-внедренческих зон, венчурных фондов и т.д.) само по себе эффективной коммерциализации знаний не обеспечит.

Не менее важным является развитие конкурентоспособных научно-технологических направлений, обеспечение выхода отечественных технологий на внутренний и внешний рынки. Задача коммерциализации технологий должна решаться одновременно путем построения адекватной инновационной инфраструктуры и выбора приоритетов инновационного развития.

При этом приоритеты инновационного развития носят не только научно-технологический, но и экономический характер и должны корректироваться в процессе изменения экономики и научно-технического прогресса. Выбор приоритетов тесно связан с созданием новых и сохранением существующих рынков наукоемкой продукции.

Мы должны выделять приоритетные технологические направления вместе с научным и бизнес сообществами. Это означает, что к выбору этих направлений должны быть привлечены и ученые и те люди, которые непосредственно занимаются развитием экономики в стране. Именно государство должно обеспечивать совместную работу этих двух очень важных составляющих нашего общества науки и бизнеса. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса и т.д.

При этом принципиально то, что количество приоритетов развития технологий для наукоемкой промышленности должно быть ограничено в связи с ограниченным объемом доступных ресурсов, а их формирование должно осуществляться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технической сферы и соответствующих рынков.

Ключевая проблема коммерциализации технологий - вовлечение в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и защита прав интеллектуальной собственности. Эта проблема, и это принципиальная позиция Минпромнауки России, может быть решена только на основе либерального подхода.

Это позиция поддержана Государственной Думой и Правительством Российской Федерации. Суть ее заключается в том, что права на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета, закрепляются и передаются на безвозмездной основе исполнителю при условии, что вся интеллектуальная собственность будет использована для развития экономики страны.

Ключевое значение имеет принятие нормативного акта, закрепляющего либеральный подход в распределении между исполнителем и государством прав на результаты научно-технической деятельности, условия и порядок передачи этих прав.

Минпромнауки России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета». Однако по этому проекту сохраняются принципиальные разногласия с Минфином России, Минимуществом России и Минэкономразвития России.

Позиция Минфина России и новые дополнительные предложения Минимущества России и Минэкономразвития России направлены на еще большее ужесточение административного регулирования в вопросе закрепления и передачи прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет государственных средств.


По материалам сайта «Министерства науки, промышленности и технологий»