Высокий start-up или бизнес на инновациях

 


Высокий start-up или бизнес на инновациях

Инновационная деятельность - это не только разработка новых товаров, но и умелое приложение знаний, позволяющее повысить эффективность бизнеса, выжить и развиваться фирмам в условиях высоких рисков и российской неопределенности.
Общеизвестно, что инновационный бизнес или бизнес на чемпионской технологии возбуждает и увлекает весь мир своей высокой прибыльностью. Это может быть и новая технология очистки нефтепродуктов, и новое эффективное лекарство, и новая компьютерная программа… или даже просто сайт в Интернете. Но это не главное. Без нововведений сегодня не обходится практически ни одна успешная компания. Ведь именно инновации - использование свежих оригинальных решений, собственно, и создает конкурентное преимущество одной компании над другой и позволяет удерживать и сохранять свои позиции на рынке. Особенно это касается высокотехнологичных товаров, жизненный цикл которых при современных темпах технического развития все время сокращается. Все это знают и понимают, но успех как и прежде обходит многих стороной...
Понятно, что любое «ноу-хау» или идея нововведения появляется сначала в умной голове ее автора или разработчика. Дальше встает вопрос о том, как довести ее до практического воплощения, т.е. до получения за нее «денег». Советские инженерные вузы готовили классных специалистов, которые с большим успехом занимались «внедрением» по беспроигрышным гос. заказам. С переходом к рынку потребовалось самим «пристраивать» свои «ноу-хау», а это - новые знания. И этому наших инженеров не учили. Появившегося опыта коммерческой деятельности здесь тоже недостаточно в силу специфики инновационного предпринимательства. Чаще всего наши ученые, разработчики и сформулировать-то прикладное значение своей идеи не могут, а чем более расплывчато она сформулирована, тем в большую цену она обойдется изобретателю. Для предпринимателя и инвестора важна четкая оценка ее коммерческого потенциала. При этом, первый вопрос, и он встает всегда – чья это идея на самом деле. Наш опыт показывает: ученый никогда не знает, чья она. Сейчас все богатство идей, накопленных советской наукой на государственные деньги – ничейное, бесхозное. Отношения собственности регулируются или договором, или законом, у нас часто нет ни того, ни другого. Вот, например, в июне все институты переоформили трудовые договора. Или хотя бы должны были это сделать. И что, во многих договорах отражены вопросы интеллектуальной собственности? Нет. А ведь конфликт интересов собственников может вообще похоронить коммерчески ценную идею. Собственно, особенность, специфика, инновационного и технологического предпринимательства и состоит в работе с результатами творческой деятельности конкретных людей, то есть с интеллектуальными и информационными ресурсами организации - оригинальными технологическими, коммерческими или организационными решениями, грамотное использование которых позволяет существенно снизить расходы бизнеса.
Во всем мире продвижением, введением новшеств в большой бизнес занимаются управленцы – менеджеры инновационной деятельности, компетентные во взаимосвязанных правовых и экономических вопросах использования и охраны разрабатываемых интеллектуальных продуктов, владеющие алгоритмом работы с коммерчески интересной идеей и знающие методологию и подходы ее реализации. Оценить рыночную привлекательность идеи, определить оптимальные пути ее реализации, продвинуть ее на рынок, привлечь заинтересованных инвесторов, и, минуя технологические просчеты и финансовые провалы, превратить ее в успешный бизнес – в этом заключается их искусство и мастерство. В цене новых продуктов, если принять её за 100%, на разработку приходится в среднем 20%, а на выведение продукта на рынок 80%. Это наглядно иллюстрирует значение управления и степени ответственности менеджеров в успехе (или неудаче) нового продукта.
У нас такие профессионалы пока практически отсутствуют. В результате, при массе перспективных, коммерчески ценных разработок доходит до рынка только их ничтожная часть, а внедрение новых бизнес-идей далеко не всегда приводит .к ожидаемому коммерческому успеху. Анализ многих инновационных проектов, которые закончились неудачей, показывает, что причины неудач можно было определить из той информации, которой руководители проекта располагали еще на момент отбора и старта проекта. Но вместо применения общеизвестных формализованных методов оценки (в том числе и экспертной оценки) наши руководители больше полагаются на интуицию и собственный разум. Вообще, не следует забывать о том, что успешная коммерциализация требует по меньшей мере выполнения двух условий:
должна быть «правильная» бизнес-идея, т.е. бизнес-идея у которой имеется достаточно высокий коммерческий потенциал
должна быть команда разработчиков (в широком смысле слова), которая сможет «правильно» ее реализовать. Кстати, иностранные инвесторы, которые проявляют к российским разработкам повышенный интерес, стараются вкладывать свои средства не столько в саму идею или технологию, сколько в команду конкретных людей, способных заинтересовать инвестора, доказать ему перспективность и осуществимость идеи, т.е. на менеджмент по ее реализации.
Ведущими специалистами в области наукоемкого бизнеса давно уже определены три главных фактора его процветания. Это - менеджмент, менеджмент и еще раз менеджмент. Менеджмент - это кадры. И всем менеджерским премудростям нужно учиться.
Методические подходы, используемые фирмами и консультационными компаниями, работающими на инновационном рынке, часто имеют статус коммерческой тайны и практически недоступны. А обучающие программы по инновационному менеджменту пока крайне редко встречаются в российских бизнес-школах.
Тому, как побыстрее преодолеть расстояние между идеей, пусть и гениальной, и деньгами за нее, между разработкой и массовым производством, посвящено обучение в подразделении Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ - Центре коммерциализации технологий (www.intb.ru/index.htm). Центр вот уже 8 лет разрабатывает и осуществляет образовательные программы подготовки профессиональных кадров для инновационной деятельности и технологического предпринимательства. «Всех – и ученых, и предпринимателей – у нас учат одинаково. Ведь алгоритм работы с коммерчески привлекательной идеей один. Главная задача – минимизировать затраты», - говорит директор Центра Зинов В.Г., - «Многие наши слушатели, а это в основном уже сложившиеся предприниматели, которые умеют делать бизнес, приходят к нам со своими идеями, но потом большинство от них отказывается. Обнаруживается, что они были слишком увлечены красивым техническим решением, а должны научиться думать о коммерческом успехе».
Используя зарубежный опыт своих партнеров - Техасского университета США и Оксфордского инновационного центра Великобритании, вкупе с российскими наработками, Центр создал полноценную научно-методическую базу по всем вопросам коммерциализации и управления инновациями. Изучаемые курсы обобщают практику инновационного предпринимательства в России и за рубежом и предлагают методологию, процедуры и конкретные инструменты, позволяющие минимизировать издержки и снизить риски по внедрению бизнес-идей, разработке и реализации инновационных проектов.
На настоящий момент Центром издано 18 учебных пособий, аналогичных которым нет: преподаватель написал все, что сам знает по своему курсу. Для заочного обучения большая их часть переложена на CD-ROM с тестами для самоконтроля и анализом конкретных ситуаций.
К преподаванию привлечены бизнес-консультанты и специалисты-практики организаций, успешно работающих на российском и зарубежном рынках в сфере инновационного бизнеса и сами профессионально занимающиеся тем делом, которому учат других.
Есть магистерская программа "Технологический менеджмент", на ней учат создавать и выводить на рынок новые товары. Есть программа МВА «Управление инновационными проектами, инвестициями и рисками» - для руководителей и топ-менеджеров. Есть несколько программ повышения квалификации и две программы профессиональной переподготовки – «Технологический менеджмент» и «Управление интеллектуальной собственностью». Есть и обучение, за бюджетные средства. Мы выиграли государственный конкурс на участие в Президентской программе и обучаем сотрудников из организаций, подведомственных Минпромнауки России.
с 16.06.03. по 27.06.03 Центр проводит 2-х недельные курсы повышения квалификации «Основы инновационного бизнеса» (http://www.intb.ru/programs/program40.htm?10).
По окончании обучения слушатели защищают реферат и получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца и сертификат АНХ.
Тел. (095) 564 84 68, т/ ф 564 84 69, E-mail: krutch@co.ru, www.intb.ru