Инновации не по карману. Предприятия предпочитают обновлять оборудование

 


Центр экономической конъюнктуры при правительстве распространил отчет об инновационной деятельности российских предприятий во втором полугодии 2002 г. В ходе исследования ЦЭК совместно с Госкомстатом опросили свыше 700 предприятий в 23 регионах

Итоги опроса неутешительны. Количество предприятий, внедряющих инновации, стало снижаться. Если в середине 2001 г. их было 53% , то к концу прошлого года эта цифра снизилась до 46 - 47%. По-прежнему наиболее "инновационно-активными" являются предприятия химической и нефтехимической промышленности (59% от числа опрошенных) , а также машиностроения и металлообработки (55% ). Но и в этих отраслях процент предприятий, внедряющих инновации, снизился на 8% и 3% соответственно.
ЦЭК отмечает и еще одну тревожную тенденцию: компании не столько тратятся на разработки или даже внедрение новой продукции, сколько на приобретение нового оборудования. Если во втором полугодии 2002 г. обновлением оборудования занимались 73% опрошенных предприятий, то годом ранее - 62%. А исследованиями и внедрением новой продукции занимались в полтора-два раза меньше опрошенных, чем в конце 2001 г.

Начальник управления ЦЭК Федор Глисин говорит, что на инновации у компаний просто не хватает средств. По словам директора департамента консультирования компании БКГ Анастасии Варечкиной, инвестиции в замену оборудования дают предприятиям самую быструю отдачу. Но "получается, что мы [приобретая новое оборудование] покупаем чужие разработки, и это позволяет конкурировать на внутреннем рынке, но не поможет нашим предприятиям на внешних", говорит Варечкина.

Не драматизируют ситуацию лишь нефтяники. Руководитель пресс-службы "Сибнефти" Алексей Фирсов говорит, что у отрасли есть все предпосылки для развития - свободные средства, активы плюс высокая конкуренция на рынке нефтепродуктов. В частности, по словам Фирсова, его компания в прошлом году вывела на рынок новую продукцию - моторное масло.

По материалам сайта «Открытая экономика»