Создан рабочий прототип самообучающегося фотонного компьютера

Испанские физики создали рабочий прототип фотонного компьютера, который умеет самообучаться и в перспективе способен обрабатывать информацию со скоростью, недостижимой для классической кремниевой электроники, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Вторая половина 20 века считается временем рождения и бурной эволюции вычислительной техники. К началу 21 века стало ясно, что мощность современных компьютеров, основой которых выступают кремниевые полупроводниковые чипы, будет крайне сложно наращивать в будущем из-за роста тепловыделения и невозможности дальнейшей миниатюризации. Поэтому ученые пытаются создать новые типы вычислительных устройств, в том числе квантовые и фотонные компьютеры.

Лазерная нейросеть

Группа физиков под руководством Даниела Бруннера (Daniel Brunner) из университета Балеарских островов в Пальме-де-Майорка (Испания) сделала большой шаг на пути к созданию фотонного компьютера, создав рабочий прототип такого вычислительного устройства.

Фотонный компьютер Бруннера и его коллег устроен по принципу так называемых вычислительных резервуаров. Подобные компьютеры похожи по своему устройству на искусственные или природные нейронные сети, и состоит из единичных узлов-синапсов. Каждая такая "нервная клетка" соединена с соседними узлами случайным образом и способна запоминать свои предыдущие состояния.

В отличие от обычных нейронных сетей, "вычислительный резервуар" может решать различные задачи и его можно легко перепрограммировать, не нарушая физическую структуру системы. Манипулируя свойствами синапсов, данную машину можно приспособить для решения сложных вычислительных задач, в том числе распознавания речи или изображений.

Прототип Бруннера и его коллег устроен достаточно своеобразно — в качестве узлов нейросети выступают порции света, которые испускает один и тот же лазерный диод через строго отмеренные промежутки времени. Эти порции света двигаются по "кольцу", внутрь которого встроен источник входных данных — другой лазер, добавляющий новую информацию в цикл при помощи специального модулятора.

Для определения итогового результата работы компьютера, другие приборы измеряют интенсивность излучения в каждой порции света, преобразуя его в цифровой вид. По словам ученых, при особой настройке лазеров и других компонентов один и тот же фотонный компьютер может одновременно исполнять несколько вычислений, что позволяет легко увеличивать его производительность и универсальность.

Полный текст публикации на сайте РИА Новости