Умные этикетки на защите "конкордов" будущего

 


В июле 2000 года, недалеко от Парижа, на территории городка Гонесс, на здание отеля рухнул самолет. Эта авиакатастрофа положила конец одному из амбициознейших проектов гражданской авиации 20-го века – сверхзвуковым пассажирским самолетам. Рухнувший самолет был сверхзвуковым «Конкордом», принадлежавшим компании Air France.

История гибели «Конкорда», как это ни странно, довольно часто упоминается в прессе в связи с проблемой защиты товаров от фальсификации. Научно-технический прогресс, предлагающий производителям и продавцам разнообразные современные способы защиты товара в виде термотрансферных этикеток, голографических наклеек, оптических термочувствительных красок, умных этикеток с передатчиками, RFID-меток мог бы спасти “Конкорд”.

Причины катастрофы были обнародованы спустя четыре года. Ответчиками за гибель 113 человек были объявлены американская авиакомпания Continental Airlines и четыре физических лица.

Оказалось, что за пять минут до "Конкорда" с той же полосы взлетал пассажирский самолет DC10 американской авиакомпании Continental Airlines. В момент взлета от него отвалилась узкая титановая пластина длиной 42-43 сантиметра. Совершая разбег вслед за DC10, "Конкорд" наехал на нее одним из передних колес левого шасси. Шина лопнула, голое колесо, продолжая вращаться, раздробило обтекатель, остановленный на стойке шасси. Обломки обтекателя полетели вверх под левое крыло и в нескольких местах пробили топливный бак. Из него потекло горючее, которое немедленно воспламенилось.

Таким образом, одной из главных "виновниц" падения авиалайнера, стала отвалившаяся 42-сантиметровая пластина. По отзывам специалистов, эта деталь в принципе не является важной для полета. Возможно, поэтому она была установлена с нарушением технологических требований, предписанных производителем. Вместо требуемой по инструкции пластины из нержавеющей стали была установлена деталь из титана. Для ее крепления по инструкции требовалось 12 дырок, в то время как на крепеже их насчитали в три раза больше - 37. Кроме того, чтобы закрепить пластину техники использовали клей-замазку, что вообще не практикуется. Вследствие многочисленных недочетов, пластина держалась не так крепко, как должна была.

Этот случай наглядно показывает, каких последствий можно ожидать в экстремальных ситуациях, когда производитель, стремясь снизить расходы или по ошибке, приобретает фальсификаты. Промышленность страдает из-за подделок уже многие годы. Специалисты считают, что в Европе около 10% запчастей к автомобилям являются подделками. Предположительно, производители товаров известных марок теряют из-за пиратства около 7% суммарного денежного оборота. По данным Всемирной торговой организации в секторе программного обеспечения около 10% торгового оборота приходится на нелегальную продукцию. Промышленность вынуждена защищаться от атак профессиональных фальсификаторов, предпринимая разнообразные действия. Выход специалисты видят в том, чтобы подделка существующих способов нанесения маркировки либо фальсификация упаковки стали настолько дорогостоящим делом, что фальсификация стала бы экономически невыгодной.

Современные методы упаковки и защиты торговых марок от фальсификации используют последние достижения научной и технической мысли. Так, защита товара может быть реализована с использованием современной полиграфической техники, например, техники гильошинирования, которая применялась ранее для защиты банкнот: сложные узоры из переплетающихся линий, отличающиеся очень высоким разрешением и получаемые путем наложения. Еще более изощренным средством является так называемый микротекст: линии, превращающиеся под лупой в тексты, которые нельзя разглядеть невооруженным глазом.

Используются для защиты также маркировки в виде растровых текстов, представляющие собой специально запрограммированный муаровый узор. Они появляются, когда растры наклонены относительно друг друга под определенным углом. С печатным растром можно объединить и изображение, которое становится видимым только при использовании специальной пленки.

Способом защиты является также нанесение голограмм, обычно представляющих собой пленки или этикетки с двух- или трехмерным изображением. Одним из видов защиты является код Data Matrix - индивидуальный номер, который скрыт на распечатке. Его сохранность гарантирует защиту от несанкционированных манипуляций. Чтение кода выполняется с помощью стандартного сканера.

Интегрированные средства маркировки включают использование разнообразных красок: стирающиеся краски открывают ранее невидимую печать при стирании; краски Iriodin, применяемые в комбинации со стандартными пигментами, при рассматривании отпечатка под разными углами позволяют увидеть скрытые изображения; термочувствительные краски меняют оттенок при отклонении от заданной температуры (они особенно полезны для контроля за поддержанием оптимального температурного режима); УФ-краски; ИК-краски, видимые на экране тепловизора; метамерные краски, на вид имеющие одинаковый оттенок, при рассматривании через светофильтр, дают ощутимые различия в цвете; «пахнущие» краски, обладающие запахом, создаются путем добавления в них синтетических ароматизаторов.

Высокотехнологичная индустрия защиты товара предлагает сегодня использовать умные этикетки, содержащие передатчик, защитные полоски, разрушающиеся при вскрытии упаковки, маркировку упаковки товара по технологии RFID (Radio Frequency Identification), звуковые системы, преобразующие звуки в растровые точки на упаковке. В качестве средства защиты сегодня можно использовать даже искусственную ДНК. Основываясь на методике идентификации синтетической ДНК, в этикетку включают ее маркирующие молекулы.

Хотелось бы надеяться, что интеллектуальные средства защиты, противодействуя появлению фальсификатов, смогут защитить от катастроф «конкорды» будущего.