Умные этикетки защитят потребителя

 


О степени свежести разнообразных продуктов в российских супермаркетах в обозримом будущем покупателям будут сообщать «умные» термоэтикетки, уже получившие хождение в некоторых западных странах. Так, в США объем продаж smart-этикеток в 2011 году составил, по оценочным данным около 10 млн штук. «Умная» этикетка определяется как устройство, предоставляющее расширенную информацию о статусе продукта, к которому этикетка прикреплена. В США от высокотехнологичного этикетирования особенно выиграли две отрасли — пищевая и фармацевтическая.

Из «умных» этикеток сегодня самые популярные - RFID-метки, которым аналитики сулят большое будущее. Зачастую под «умными» этикетками подразумевают именно RFID-метки, но многие специалисты трактуют термин шире, относя к нему и другие технологии. Так, европейские разработчики достигли заметных успехов в расширении сенсорных возможностей этикеток с химическими индикаторами.

Как сообщает сайт price-etiketka.ru, специалисты немецких исследовательских организаций объединились для реализации проекта FreshScan, который финансирует Федеральное министерство исследований Германии. Версия предложенной разработчиками системы состоит из двух устройств: этикетки, наклеиваемой на упаковку с продуктом и лазерного «пистолета», который считывает информацию с этикетки или производит запись.

По замыслу разработчиков в этикетку интегрированы датчики, позволяющие фиксировать состояния продукта и параметры его хранения в процессе его производства, переработки, транспортировки и до момента продажи конечному потребителю. Проверка состояния продукта выполняется с помощью мобильного лазерного «сканера свежести», принцип работы которого основан на том, что мясо в зависимости от своего состояния по-разному отражает и рассеивает лазерное излучение.

В швейцарском Институте компьютеризации при Техническом университете Цюриха разработана технология, которая позволяет считывать штрих-коды с помощью обычного мобильного телефона, оснащенного фотокамерой. Пилотный проект на базе этой технологии, реализованный фирмой Sinfos, дает потребителю возможность получать с помощью мобильного телефона необходимую информацию о стоимости, составе продукта, наличии в нем аллергенов.

Исследователи из Новой Зеландии предлагают использовать электронные этикетки для определения степени зрелости овощей и фруктов. С этой целью в этикетку интегрируется миниатюрный датчик, анализирующий состав газов, выделяемых фруктом по мере его созревания. Когда состав газа и его концентрация достигают нужного уровня, этикетка меняет цвет, оповещая покупателей, что товар готов к употреблению. «Фруктовые» этикетки проходят испытание в США. Пока их размещают только на грушах, но в перспективе планируется разработка подобных упаковок для киви, авокадо, дынь и крупных ягод.