Наука вынашивает планы новых бытовых революций

 


Поколение родившихся в России «постперестроечных» граждан вряд ли способно ощутить революционность супермаркетов, пришедших на смену советским магазинам с прилавками и очередями. Этим покупателям непросто осознать, что суть этой революции – не столько даже в количестве товаров на магазинных полках, а в системе организации продаж, когда еще на этапе подготовки к продаже каждый будущий товар в подсобном помещении получает метку – уникальное имя, штрих-код, напечатанный на специальной бумаге термопринтером. Три изобретения 20-го века: термопринтер, штрих-код и сканер совершили революцию в торговле, сведя магазинные очереди к минимуму.

Первый в истории штрих-код был считан в 1974 году с пачки жевательной резинки, а к 1980 штриховая маркировка шагнула далеко за пределы торговых залов. Привычные полосатые метки можно увидеть везде, где необходимы контроль и автоматический учет: сборочном производстве, складских комплексах, охранных системах, аэропортах, вокзалах, системах обработки документов, и даже в медицине.

Пока неочевидная, в недрах научных лабораторий созрела новая бытовая революция. Если объяснять ее в терминах все той же магазинной тематики, то в новых условиях покупателю не придется вынимать товар из тележки и выкладывать его на транспортер для сканирования. Новые метки станут радиочастотными, а весь товар, собранный в корзинке, можно будет «сосканировать» «оптом», и сразу выдать покупателю чек для оплаты.

ООО «Магазин будущего» уже создан: ОАО "Роснано", ОАО "Ситроникс" и X5 Retail Group создали его с целью разработки решений для RFID-меток (радиочастотных меток), призванных снизить издержки дистрибуции и продажи товара.