История создания вычислительной техники

В схематичном изложении эволюция компьютеров была стремительной и короткой. Все началось с размещавшихся в лабораториях времен Второй мировой войны огромных машин. Микросхемы уменьшают их до размера настольных, закон Мура предсказывает мощность, а корпорация Microsoft наживается на программном обеспечении. И вот в нашем распоряжении небольшие недорогие устройства, позволяющие торговать ценными бумагами и передавать видео по всему миру. Таков один из подходов к истории вычислительной техники - это история полупроводниковой электроники последних 60 лет.

Однако вычисления существовали задолго до изобретения транзистора. Уже в далеком прошлом астрономы разработали методы, позволяющие предсказать движения небесных тел. Древние греки рассчитали форму и размеры Земли. Суммировались налоги, наносились на карты расстояния. Однако во всех этих случаях вычисления выполнял человек. Арифметика, как чтение и письмо, была способом получения представлений о мире.

Век вычислительной техники начался с устранения этого ограничения. Сначала появились машины и кассовые аппараты, но не менее важной была организация вычислений с использованием того, что сегодня мы называем программами. Идея программ впервые возникла в 1830-х гг., за сто лет до традиционно принятой даты появления компьютера. Позднее электронные вычислители времен Второй мировой войны обусловили появление универсального компьютера - машины, способной осуществлять все виды обработки информации, включая управление собственными программами. Это и были компьютеры, движущие наш сегодняшний мир. Несмотря на то что сегодня вычислительная техника развилась настолько, что стала вездесущей, а ее возможности представляются безграничными, исследователи стараются использовать свежие подходы, основанные на доводах разума, биологических системах и квантовой физике, чтобы строить совершенно новые типы машин.

Полная версия статьи Мартина Кэмпбелл-Келли опубликована в ноябрьском номере журнала "В мире науки".

Источник: сайт журнала "В мире науки"