Деятельность Intel меняет ландшафт рынка беспроводных и мобильных технологий в странах СНГ.

 


МОСКВА, 19 января 2005 года. – Компании–производители ноутбуков из России, Украины и ряда других стран СНГ в числе первых в мире продемонстрировали собственные модели мобильных ПК, созданные на базе новой платформы Intel для ноутбуков (ранее имела кодовое наименование Sonoma), которая представляет собой следующее поколение технологии Intel® Centrino™ для мобильных ПК. Ноутбуки российских компаний Aquarius, Desten Computers, iRU, Nexus и Rover Computers, украинских компаний «Версия» и everest, а также компании Ultra из Баку, произведенные на базе новой платформы Intel для ноутбуков, предназначены не только для бизнес-пользователей, но и могут служить многофункциональным мобильным центром для развлечений и творчества.

На протяжении последних лет Intel выступает катализатором развития технологий мобильных вычислений и беспроводного доступа на территории стран СНГ. Корпорация работает на всех уровнях отраслевой экосистемы: активно сотрудничает с производителями мобильных ПК и сервис-провайдерами беспроводного доступа в Интернет, выступает одним из инициаторов и «брэнд-спонсоров» крупных проектов по развитию хот-спотов (например, «Яndex WiFi»), содействует более глубокому проникновению беспроводных и мобильных технологий в корпоративном сегменте, устраивает в различных городах стран СНГ «Дни мобильных технологий» в магазинах по продаже компьютерной техники, передвижные демо-выставки «Карнавалы цифровых технологий» и «Цифровое путешествие Intel», в рамках которых демонстрирует преимущества данных технологий для конечных пользователей.
Во многом благодаря многогранной деятельности Intel, профиль и масштаб рынка мобильных и беспроводных технологий в России за последние годы значительно изменились. Так, по данным исследовательской компании Dataquest, в течение 2004 г. произошло удвоение российского рынка мобильных ПК: рост продаж за год составил 100%, что более чем в 3 раза превышает аналогичный средний показатель для стран Западной Европы. При этом если в 2003 г. доля ноутбуков в общих продажах ПК на российском рынке составляла всего 7,6%, то к концу 2004 г. она выросла до 13,7%. В наступившем году, по оценкам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 миллиону штук, а в 2008 году, по прогнозу J’son & Partners, превысит отметку 1,78 млн устройств.

Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel® на конец 2004 г. в России составляла около 92%. Причем каждый третий ноутбук с архитектурой Intel, проданный в России в прошлом году, был произведен на базе технологии Intel® Centrino™ для мобильных ПК (один из наиболее высоких показателей по всему региону EMEA, куда входят страны Европы, Ближнего Востока и Африки).

Сегодня в сознании российского пользователя мобильные и беспроводные технологии неразрывно связаны и воспринимаются им как взаимодополняющие факторы при принятии решения о покупке ноутбука. Возможность беспроводного доступа все чаще рассматривается пользователями ноутбуков как полезная, даже необходимая опция. По данным компании J’son & Partners, сегодня в России в 8 раз больше, чем в 2002 г., продается ноутбуков с поддержкой технологии беспроводной связи Wi-Fi, что ярко демонстрирует тенденцию к росту объема услуг беспроводного доступа на отечественном рынке. В свою очередь, широкое распространение технологии Intel Centrino для мобильных ПК, а также появление интегрированных возможностей беспроводной связи активно стимулирует развитие инфраструктуры общественных точек беспроводного доступа (хот-спотов).

Согласно данным J’son & Partners, на конец 2004 г. в России официально было развернуто свыше 200 хот-спотов, а к 2008 г. этот показатель может вырасти до 1250-1500 точек доступа, пользоваться которыми на регулярной основе будут 25-30 тыс. человек. При этом бизнес-пользователи составят свыше половины – 55%.
J’son & Partners насчитывает 19 российских компаний – сервис-провайдеров беспроводного доступа в Интернет, которые уже развернули и планируют расширять коммерческую деятельность в области предоставления соответствующих услуг. В настоящий момент многие из них находятся на стадии определения наиболее оптимальных местоположений хот-спотов, согласования их развертывания с владельцами данных местоположений, а также расчета схем реализации услуг беспроводного доступа. Крупнейшие провайдеры сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге (пятерку ведущих, по данным J’son & Partners, составляют столичные Moscom, Tascom и Stelcom, а также питерские Quantum и Peterstar). Вместе с тем в последнее время беспроводные технологии широко шагнули в регионы – хот-споты появились или появятся в самое ближайшее время во Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Таганроге, Тольятти, Уфе, Хабаровске. Основными ареолами распространения хот-спотов в России, помимо обеих столиц, являются Урал, Сибирь и российский юг – на них к 2008 г. будет приходиться около 37% от общего числа открытых хот-спотов. Уместно отметить, что, согласно прогнозам J’son & Partners, хот-споты, основным местоположением которых до сих пор являлись рестораны и кафе (68% на конец 2004 г.), к 2008 г. получат широкое распространение в отелях (до 30%), аэропортах (5%), магазинах (10%) и прочих, «необщепитовских» заведениях.

Доля продаж мобильных ПК в Украине по отношению к объему всего рынка персональных компьютеров, согласно сводкам исследовательской компании IDC, пока выглядит достаточно скромно (во 2-м квартале 2004 г. она составила 9,4% в единицах устройств, увеличившись с 6,8% по итогам всего 2003 г.), но темпы роста продаж выдвигают украинский рынок мобильных ПК в число наиболее динамично развивающихся в Восточной Европе. По данным IDC, в 2003 г. объем продаж ноутбуков в Украине вырос на 90,1% по отношению к предыдущему году, то есть практически удвоился, а во 2-м квартале 2004 года, по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., продажи мобильных ПК (в единицах устройств) в Украине увеличились на 97,7%.

В значительной степени столь стремительному росту продаж ноутбуков в Украине способствует технология Intel Centrino для мобильных ПК. Общемировая тенденция увеличения доли ноутбуков на базе этой технологии в общем объеме продаж мобильных ПК характерна и для Украины. По оценке издающихся в Киеве еженедельников «Компьютерное обозрение» и HotLine, в прошлом году доля предложений ноутбуков на базе процессора Intel® Pentium® M (входит в состав технологии Intel Centrino для мобильных ПК) в Украине превысила 40%.
Корпорация Intel является одной из основных движущих сил развития беспроводной инфраструктуры в странах СНГ. С помощью Intel и при ее активном содействии были открыты первые хот-споты в обеих столицах России, Нижнем Новгороде, Киеве, Баку, Кишиневе, внедрена система беспроводного доступа в Интернет в Доме правительства Республики Тыва, оборудован хот-спот в Международном пресс-центре 300-летия Санкт-Петербурга, развернута сеть беспроводного доступа в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского, начата реализация проекта «Яndex WiFi» по внедрению около 100 хот-спотов в столичных ресторанах и кафе, созданы «мобильные классы будущего» в средних школах Санкт-Петербурга, Баку и Нахичевани. Наращивая эти усилия, Intel решила распространить на российские регионы специальную маркетинговую программу, содействующую повсеместному внедрению беспроводных технологий и предусматривающую, в частности, проверку зон беспроводного доступа на совместимость с системами на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК. Первый этап этой программы стартовал в Екатеринбурге и Новосибирске (там в ближайшие месяцы будет создано около 150 хот-спотов) и постепенно охватит остальные регионы России, а также другие страны СНГ.

Кроме того, Intel активно содействует развитию технологии стандарта 802.16, позволяющей строить беспроводные сети категории MAN (Metropolitan Area Network). Корпорация оказала поддержку в реализации компанией ТНК-ВР первого в Европе крупного проекта по построению сети, соответствующей стандарту 802.16 (pre-WiMAX). Сеть, обеспечивающая передачу данных между местами проживания сотрудников и нефтяными месторождениями компании, развернута в Республике Удмуртия, работы по поставке и инсталляции оборудования выполнила компания «Ойл Телеком» по заказу компании «Удмуртнефть» (является структурным подразделением ТНК-ВР).