CAN технология – общепризнанный стандарт для критичных систем управления.

 


Промышленная сеть CAN-bus (Controller Area Network – локальная сеть контроллеров) была создана в 1988 году фирмой Robert Bosch Gmbh для построения распределенных систем управления, работающих в режиме жесткого реального времени, в автомобильной электронике.
Появление широкой номенклатуры микросхем и микроконтроллерных устройств со встроенными контроллерами CAN, а также успешный опыт применения сети CAN мировыми автомобильными гигантами открыли для этой технологии мировой рынок средств автоматизации.
CAN технология применяется в таких стратегических областях промышленности, как автомобильный и железнодорожный транспорт, авиация, энергетика, промышленная автоматизация, машиностроение.
Наибольшее распространение технология CAN получила в Европе, где лидируют Германия, Швейцария и Австрия. В США CAN технология применяется преимущественно в системах промышленной автоматизации. Японские компании Hitachi, Fujitsu, Mitsubishi являются крупнейшими поставщиками микроэлектронных компонентов для построения CAN-устройств.
Ведущие мировые автомобильные гиганты используют CAN технологию для контроля и управления системами в легковых и грузовых автомобилях, в том числе в системах, влияющих на безопасность эксплуатации. В 2000 году принят стандарт ISO 15765 (диагностика в сети CAN). Он предписывает обязательное наличие во всех эксплуатирующихся в странах ЕЭС автомобилях наличие CAN-совместимого порта для унифицированной диагностики систем автомобиля, обеспечивающих экологическую безопасность и безопасность движения.
Среди других важных областей применения технологии CAN следует отметить промышленную автоматизацию и системы управления роботами. Не обходятся без этой технологии и системы автоматизации и жизнеобеспечения зданий. Здесь она используется в управлении кондиционированием, поддержкой температуры и интегрированным контролем состояния помещений и освещения, а также управлении систем контроля лифтами и подъемниками.
В России в области проектирования, производства и применения устройств, совместимых с CAN-bus, активно работает около двадцати компаний. Например, при финансовой поддержке Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере компания "Марафон" разрабатывает лицензионно чистый оригинальный вариант портируемых исходных кодов прикладных протоколов для сети CAN (Проект № 3209). Кроме этого, компания "Марафон" совместно с НИИЯФ МГУ им. М.В.Ломоносова и ИОЯФ РНЦ "Курчатовский институт" ведет работы по применению CAN-bus на ядерно-физических установках. Исследуется возможность и перспективность использования сети CAN в медленных подсистемах управления ядерными реакторами, вспомогательными установками и системами хранения и переработки отработанного ядерного топлива и радиоактивных материалов.
Практически нет ограничений для использования CAN технологии в области автоматизации производственных процессов и модернизации производств. Очень перспективным направлением является применение CAN сети для контроля и управления системами генерации и доставки электроэнергии.
Отечественные разработки в области CAN технологии позволят дополнительно стимулировать внутреннее производство и сократить технологическое отставание России от высокоразвитых стран.
(Информация предоставлена ООО "Марафон" специально для Проекта "Наука и инновации").