Премудрости менеджмента.

 


Инновационная деятельность - это не только разработка новых товаров, но и умелое приложение знаний, позволяющее повысить эффективность бизнеса, выжить и развиваться фирмам в условиях высоких рисков и нестабильности.
Именно инновации – использование свежих оригинальных решений, собственно, и создает конкурентное преимущество одной компании над другой и позволяет удерживать и сохранять свои позиции на рынке. Особенно это касается высокотехнологичных товаров, жизненный цикл которых при современных темпах технического развития все время сокращается.
Во всем мире продвижением, введением новшеств в большой бизнес занимаются управленцы – менеджеры инновационной деятельности, компетентные во взаимосвязанных правовых и экономических вопросах использования и охраны разрабатываемых интеллектуальных продуктов, владеющие алгоритмом работы с коммерчески интересной идеей и знающие методологию и подходы ее реализации. Оценить рыночную привлекательность идеи, определить оптимальные пути ее реализации, продвинуть ее на рынок, привлечь заинтересованных инвесторов, и, минуя технологические просчеты и финансовые провалы, превратить ее в успешный бизнес – в этом заключается их искусство и мастерство. В цене новых продуктов, если принять её за 100%, на разработку приходится в среднем 20%, а на выведение продукта на рынок 80%. Это наглядно иллюстрирует значение управления и степени ответственности менеджеров в успехе (или неудаче) нового продукта.
В нашей стране такие профессионалы пока практически отсутствуют. В результате, при массе перспективных, коммерчески ценных разработок доходит до рынка только их ничтожная часть, а внедрение новых бизнес-идей далеко не всегда приводит .к ожидаемому коммерческому успеху. Анализ многих инновационных проектов, которые закончились неудачей, показывает, что причины неудач можно было определить из той информации, которой руководители проекта располагали еще на момент отбора и старта проекта. Но вместо применения общеизвестных формализованных методов оценки (в том числе и экспертной оценки) наши руководители больше полагаются на интуицию и собственный разум. Вообще, не следует забывать о том, что успешная коммерциализация требует по меньшей мере выполнения двух условий:
- должна быть «правильная» бизнес-идея, т.е. бизнес-идея у которой имеется достаточно высокий коммерческий потенциал;
- должна быть команда разработчиков (в широком смысле слова), которая сможет «правильно» ее реализовать. Кстати, иностранные инвесторы, которые проявляют к российским разработкам повышенный интерес, стараются вкладывать свои средства не столько в саму идею или технологию, сколько в команду конкретных людей, способных заинтересовать инвестора, доказать ему перспективность и осуществимость идеи, т.е. на менеджмент по ее реализации.
Ведущими специалистами в области наукоемкого бизнеса давно уже определены три главных фактора его процветания. Это - менеджмент, менеджмент и еще раз менеджмент. Менеджмент - это кадры. И всем менеджерским премудростям нужно учиться.
Методические подходы, используемые фирмами и консультационными компаниями, работающими на инновационном рынке, часто имеют статус коммерческой тайны и практически недоступны. А обучающие программы по инновационному менеджменту пока крайне редко встречаются в российских бизнес-школах.
Тому, как побыстрее преодолеть расстояние между идеей, пусть и гениальной, и деньгами за нее, между разработкой и массовым производством, посвящено обучение в подразделении Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ - Центре коммерциализации технологий. Вот уже восемь лет Центр разрабатывает и внедряет образовательные программы подготовки профессиональных кадров для инновационной деятельности и технологического предпринимательства. «Всех – и ученых, и предпринимателей – у нас учат одинаково. Ведь алгоритм работы с коммерчески привлекательной идеей один. Главная задача – минимизировать затраты», - говорит директор Центра Зинов В.Г., - «Многие наши слушатели, а это в основном уже сложившиеся предприниматели, которые умеют делать бизнес, приходят к нам со своими идеями, но потом большинство от них отказывается. Обнаруживается, что они были слишком увлечены красивым техническим решением, а должны научиться думать о коммерческом успехе».
Используя зарубежный опыт своих партнеров – Техасского университета США и Оксфордского инновационного центра Великобритании, вкупе с российскими наработками, Центр создал полноценную научно-методическую базу по всем вопросам коммерциализации и управления инновациями. Изучаемые курсы обобщают практику инновационного предпринимательства в России и за рубежом и предлагают методологию, процедуры и конкретные инструменты, позволяющие минимизировать издержки и снизить риски по внедрению бизнес-идей, разработке и реализации инновационных проектов.
На настоящий момент Центром издано 18 учебных оригинальных пособий. Для заочного обучения большая их часть выпущена на CD-ROM, которые содержат тесты для самоконтроля и анализа конкретных ситуаций. К преподаванию привлечены бизнес-консультанты и специалисты-практики организаций, успешно работающих на российском и зарубежном рынках в сфере инновационного бизнеса и сами профессионально занимающиеся тем делом, которому учат других.
В Центре подготовка специалистов ведется по нескольким учебным программам. В рамках магистерской программы "Технологический менеджмент" слушатели обучаются технологии создания и вывода на рынок новых товаров. Программа МВА «Управление инновационными проектами, инвестициями и рисками» предназначена для руководителей высшего звена. Есть несколько программ повышения квалификации и две программы профессиональной переподготовки – «Технологический менеджмент» и «Управление интеллектуальной собственностью». Центр коммерциализации технологий участвует в Президентской программе и проводит обучение сотрудников из организаций, подведомственных Минпромнауки России.
(Информация предоставлена Центром коммерциализации технологий АНХ при Правительстве РФ специально для Проекта "Наука и инновации").