Установлено, что углерод в марсианских метеоритах не имеет биологического происхождения

Метеориты с Марса содержат фрагменты графитоподобного углерода. Предлагались различные объяснения этого феномена вплоть до того, что это признак наличия жизни на Красной планете.

Новые данные свидетельствуют о том, что этот углерод имеет вулканическое происхождение, он возник в глубинах Марса и не в результате деятельности живых организмов. Это позволяет учёным сузить круг возможных химических реакций на планете, которые могли бы создать строительные блоки жизни.

Учёные особенно заинтересованы восстановленными соединениями углерода (например, полициклическими ароматическими углеводородами), в отличие от окисленного углерода углекислого газа и карбонатных минералов, поскольку они содержат углерод-углеродные связи, имеющие решающее значение для известных нам форм жизни.

Эти соединения могут образовываться в космосе несколькими способами, поэтому сам факт обнаружения восстановленных соединений углерода в метеоритах практически ничего не говорит о том, как они туда попали.

Эндрю Стил из Института Карнеги (США) и его коллеги заглянули внутрь минеральных частиц в тонких ломтиках одиннадцати марсианских метеоритов с помощью лазеров. В десяти из них были обнаружены крошечные скопления графитоподобного углерода, имеющие 1–10 мкм в ширину. Более детальный анализ метеорита Дар-аль-Гани 476 показал наличие пирена, фенантрена и других ароматических углеводородов, смешанных с графитоподобными слоями.

Эти углеродные частицы всегда оказываются в одной ловушке с кластерами железа, титана и оксида алюминия внутри зёрен двух разных минералов. Минералы говорят о том, что углеродные скопления, вероятно, затвердели во время остывания расплавленной вулканической породы. Это означает, что источники углерода в этих кластерах находились внутри планеты.

По словам г-на Стила, есть несколько причин полагать, что эти источники не были биологическими. Во-первых, Марс не имеет тектонику плит, то есть углерод, попавший на поверхность, никоим образом не сможет снова уйти вниз, в жидкую мантию. А он должен был находиться в мантии, прежде чем выйти на поверхность в результате вулканической активности.

Во-вторых, оксиды металлов, окружающие углерод, твердеют одними из первых при остывании вулканических пород. Это означает, что углеродные кластеры образовались при температуре 1 300–1 400 ˚С.

Следует отметить, что эксперты изучали только те участки метеоритов, которые находились на безопасном расстоянии от трещин, загрязнённых земными организмами после падения.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам Ars Technica.

P. S. Отдельной статьёй г-н Стил и его коллеги публикуют результаты исследования метеорита Allan Hills 84001, в котором в 1996 году были обнаружены следы древней биологической жизни на Марсе. Специалисты показывают, что эти следы в действительности были созданы химическими реакциями с участием графитовых форм углерода, а не биологическими процессами.