В протопланетном диске TW Гидры обнаружены огромные запасы льда

Космический телескоп «Гершель» обнаружил огромные запасы льда при наблюдениях молодого светила TW Гидры, возраст которого составляет около 10 млн лет.

TW Гидры, почти в два раза уступающая Солнцу по массе и удалённая от Земли на 53,7 ± 6,2 пк, классифицируется как звезда типа T Тельца — переменная звезда, которая ещё не вышла на главную последовательность. Её крупный протопланетный диск имеет радиус в 196 а. е., причём на долю пыли в нём приходится (2–6)•10–4 солнечной массы. Запасы газа в диске оцениваются в 4•10–5–6•10–2 солнечной массы.

Принято считать, что водяной пар собирается в «тёплой» части протопланетных дисков, где температура превышает 250 К, а лёд сублимируется. «Тёплую» воду астрономы уже обнаруживали при изучении молодых светил AS 205N и RNO 90 и некоторых аналогов TW Гидры, также относящихся к звёздам типа T Тельца. В «холодных» (~20 К) внешних областях дисков господствующее положение занимает, естественно, лёд, а не пар, но (меж)звёздное ультрафиолетовое излучение всё же возвращает небольшую часть молекул воды в газовую фазу.

Этот «холодный» пар в диске TW Гидры и зарегистрировал установленный на борту «Гершеля» спектрограф HIFI, который выделил линии испускания обоих спиновых изомеров воды (появление изомеров, напомним, обусловлено тем, что молекулы водорода могут принимать две разные формы: в ортоводороде спины двух протонов сонаправлены, а в параводороде — антипараллельны). Моделирование, выполненное учёными из США и Нидерландов, показало, что 7,3•1024 г найденного пара соответствуют запасам льда общей массой в 9•1027 г. Последнее значение более чем в тысячу раз превосходит массу земных океанов.

Вода, содержащаяся во внешнем диске TW Гидры, вполне может попасть в обитаемую зону светила и способствовать развитию жизни на расположенных там (гипотетических) планетах.

Полная версия отчёта опубликована в журнале Science.

Подготовлено по материалам Лаборатории реактивного движения.