Ученые смоделировали захват астероида на околоземную орбиту

Трое учёных из Университета Цинхуа (Китай) смоделировали захват околоземного объекта (near-Earth object, NEO) на орбиту нашей планеты.

В категорию NEO попадают тела Солнечной системы с перигельным расстоянием (интервалом между перигелием, ближайшей к Солнцу точкой орбиты, и центром звезды), не превышающим 1,3 а. е. Многие NEO классифицируются как астероиды, и некоторые из них — потенциально опасные объекты — теоретически могут столкнуться с Землёй.

С другой стороны, NEO представляются удобными объектами для исследования или даже для добычи полезных ископаемых. Чтобы реализовать подобные проекты на практике, необходимо максимально упростить доставку материала с астероида — скажем, сделать выбранный NEO временным спутником Земли. Учёные не сомневаются в том, что эта задача имеет решение, поскольку им известны кометы вроде 39P/Oterma, которые сближаются с Юпитером, самостоятельно выходят на его орбиту и задерживаются там на некоторое непродолжительное время.

Траектория движения 2008EA9 после его захвата на орбиту Земли (иллюстрация из журнала Research in Astronomy and Astrophysics).

Китайцы попытались сформулировать условия, при которых NEO могут превращаться в спутники Земли, и просчитали движение около 6 000 таких объектов в ближайшие 50 лет. Как и ожидалось, ни один из них при моделировании не попадал на орбиту планеты, но большая группа NEO проходила вблизи Земли — на расстоянии, не превосходящем 0,008 а. е.

«Подтолкнуть» приблизившийся NEO и искусственно перевести его в разряд спутников Земли очень сложно, однако некоторые более или менее реальные ситуации авторы всё же рассмотрели, оценив, к примеру, шансы на захват небольшого (10-метрового) астероида 2008EA9, который должен подойти на 0,00695 а. е. к нашей планете в 2049 году. Как показывают расчёты, для перемещения этого NEO на временную орбиту высотой в 0,005 а. е. (расстояние между Землёй и Луной, напомним, равно 0,00257 а. е.) необходимо изменить его скорость на 1 км/с. Если предположить, что изменение происходит при столкновении с неким объектом, который движется со скоростью в 60 км/с относительно 2008EA9, то масса объекта должна составлять 26,4•10³ кг.

Другой небольшой астероид, 2009BD, потребовал бы менее значительного изменения скорости (410 м/с), но момент уже упущен: это значение относится к его сближению с Землёй в январе 2009-го.

Полная версия отчёта опубликована в журнале Research in Astronomy and Astrophysics; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Technology Review.