Британские ученые нашли причину роста смертности россиян в начале 90-х

 


С 1990 по 1994 год смертность среди трудоспособного мужского населения России подскочила на 40%. Причина ясна — алкоголь. Критики курса «на демократию и капитализм», который был избран отечественным правительством в те смутные годы, активно пользуются этим обстоятельством. По их словам, приватизация привела к безработице и к тому, что люди стали ощущать себя ненужными. Дешёвая водка стала самым простым способом справиться с депрессией.

Грант Миллер и Джей Бхаттачарья из Стэнфордского университета (США), а также Кристина Гатманн из Университета Манхейма (ФРГ) считают, что критики недоговаривают. По мнению учёных, существенной причиной российского алкоголизма первой половины девяностых стала вовсе не приватизация, а окончание краткой борьбы за трезвость, слегка снизившей смертность при Горбачёве.

«Большинство факторов, которые убивают людей, приводит к непропорционально высокой смертности среди детей и стариков, — поясняет г-н Миллер. — Но в начале 1990-х самой вымирающей демографической категорией были мужчины трудоспособного возраста. Едва ли единственной причиной были политические и экономические потрясения».

Исследователи выявили стабильный рост смертности с начала 1960-х по 1984 год в одной из самых пьющих стран мира. В 1985 году, прекрасно понимая, что алкоголь — главная причина смерти и низкой производительности труда, новый генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв начал агрессивную антиалкогольную кампанию. Продажа спиртного через легальные каналы снизилась на две трети. Цены выросли на 50%. Магазинам запретили торговать выпивкой до двух часов дня. Появление в пьяном виде на улице или на работе могло привести к неприятностям. Активно пропагандировался здоровый образ жизни. Центр требовал от властей на местах создания новых парков и спортивных площадок.

Результаты не заставили себя ждать. В 1985 году смертность резко упала и на протяжении всей второй половины восьмидесятых оставалась ниже уровня, предшествовавшего кампании, — в среднем на 12% (на 665 тыс. смертей меньше).

Кампания завершилась в 1988 году по двум причинам. Во-первых, она была чрезвычайно непопулярна. Во-вторых, правительство подсчитало потери бюджета от снижения продаж алкоголя и ужаснулось. К 1991 году потребление вернулось на прежний уровень. В первых рядах, разумеется, был обычный трудяга.

«Отмена антиалкогольной кампании несёт ответственность не менее чем за половину роста смертности в России, — полагает г-н Миллер. — Понимаете, благосостояние и здоровье далеко не всегда зависят друг от друга».

Подготовлено по материалам Стэнфордского университета.

Источник: Компьюлента