Исследован третий тип зрительных рецепторов

Все давно привыкли, что зрительные клетки – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Но, как недавно выяснили британские и американские ученые, в зрительном восприятии участвует и третий, более редкий вид зрительных рецепторов. Если представления о важности этих клеток подтвердятся, их изучение откроет новые возможности в терапии некоторых видов слепоты.

Ученые открыли меланопсинсодержащие ганглиозные клетки сетчатки (мГКС) в 2000 году. Исследования последнего десятилетия показали, что они вовлечены в некоторые нервные реакции на свет, такие как рефлекторное сужение зрачка и регуляция цикла сон-бодрствование. Тем не менее, считалось, что в восприятии образов они не участвуют, и их функция ограничивается передачей сигналов на другие нейроны сетчатки.

Однако в июле в журнале Neuron появилось сообщение, что отростки этих клеток, аксоны, доходят до особого отдела мозга мышей, участвующего в осознанном зрительном восприятии. Это указывало, что функции мГКС могут не ограничиваться бессознательными ответами на свет. Более поздние исследования подтвердили это открытие и обнаружили, что мГКС у мышей контролируют восприятие яркости окружающего пространства.

Известно, что ЛКТ представляет собой участок переключения зрительной информации от сетчатки глаза в кору головного мозга. Исследователи предположили, что если мГКС участвуют в зрительном восприятии, то у мышей с дефектами палочек и колбочек свет всё же будет активировать зрительные центры в мозге. Чтобы проверить это, они ввели таким мышам тонкие электроды в ЛКТ и записали активность нервных клеток этой структуры. Оказалось, что интенсивный свет действительно активирует ЛКТ. Это может означать, что третий тип зрительных рецепторов принимает участие в восприятии зрительных образов.

В дальнейшей работе учёные выясняли, участвуют ли мГКС в передаче зрительной информации у мышей с нормальным зрением. «Мы обнаружили, что 40% клеток мозга, участвующих в обработке зрительных сигналов, по всей видимости, получают информацию от мГКС», – говорит первый автор работы, нейробиолог Манчестерского Университета Тимоти Браун. – «Это особенно удивительное открытие, поскольку сами мГКС составляют лишь 2% клеток сетчатки».

В настоящее время роль мГКС в восприятии зрительных образов остается неясной. Необходимо проверить, будут ли хуже видеть животные, лишенные этих клеток, и если да, то какие именно нарушения проявятся. Вероятно, именно это станет ближайшей задачей исследователей. Об этом сообщает Информнаука со ссылкой на ScienceNow.
Источник: Известия науки