Эксперимент шотландских ученых дает человечеству шанс победить старческое слабоумие

Фермент, который заблокировали у мышей сотрудники Эдинбургского университета, участвует в восстановлении глюкокортикоидов внутри клеток. Выяснилось, что старые
мыши, у которых фермент не работает, запоминают обстановку не хуже молодых.

Один из механизмов адаптации к стрессу – это повышение уровня глюкокортикоидных гормонов. Эти вещества повышают артериальное давление, увеличивают уровень глюкозы в крови, стимулируют кроветворение – делают все, чтобы животное смогло убежать от врага и не умереть при потере крови. Известно, что хроническое повышение уровня глюкокортикоидов обладает негативным действием на память, но почему так происходит – до сих пор не вполне понятно.

Исследователи из Эдинбургского университета обратили внимание на фермент под названием 11β-гидроксистероиддегидрогеназа типа 1 (11β-HSD1). Это вещество восстанавливает глюкокортикоиды до активной формы после их проникновения в клетки, в том числе в нейроны. Ученые заблокировали работу этого фермента у мышей и обнаружили, что их когнитивные способности улучшились. Статья об исследовании опубликована в последнем номере «The Journal of Neuroscience».

Первая группа экспериментальных животных была генетически модифицирована таким образом, что активность 11β-HSD1 в их гиппокампе была на 60% ниже в течение всей жизни. Второй группе давали лекарство, блокирующее работу фермента, уже в пожилом возрасте. В обоих случаях старые мыши справлялись с выполнением задания (выбором правильного коридора в лабиринте) намного лучше, чем мыши того же возраста с нормальным уровнем активности фермента.

Ученые относятся к своему открытию с энтузиазмом. Пресс-релиз университета цитирует лидера исследования, профессора Джонатана Сикла: «Мы были очень удивлены, когда обнаружили, что блокатор фермента всего за несколько дней улучшает память старых мышей. Мы думаем, что это может быть хорошим лечением для тех, кто уже постарел». Об этом сообщает Информнаука.

Источник: Известия науки