Выявлен один из факторов плюрипотентности стволовых клеток

«По всей видимости, это один из компонентов коктейля, который позволяет заставить специализированную клетку вернуться в недифференцированное, эмбриональное состояние», — поясняет автор исследования И Чжан, профессор биохимии и биофизики Университета Северной Каролины (США).

Белки группы TET присутствуют в организме и людей, и мышей. Наблюдая за поведением белков в колониях мышиных эмбриональных стволовых клеток, учёные установили, что они активируют ген NANOG, который помогает стволовым клеткам размножаться и сохранять плюрипотентность.

Исследователи удалили белок TET1 из одной клетки двуклеточного эмбриона мыши. Стволовые клетки, происходившие из этой клетки, формировали, как правило, трофобласт (наружный слой бластоцисты), а потомки нормальной клетки — внутреннюю клеточную массу (эмбриобласт). Первые специализировались, тогда как вторые сохраняли плюрипотентность.

Из этого был сделан вывод, что TET1 выступает в роли фермента, поддерживающего ген NANOG в активном состоянии. Иными словами, это один из факторов эпигенетических изменений, в результате которых различные типы клеток в организме выполняют различные функции, хотя все они имеют один и тот же генетический код.

«Множество генов отвечают за статус стволовых клеток, — подчёркивает г-н Чжан. — Мы выявили только один из факторов».

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Futurity.