Возможно, в радиодиапазоне вне нашей Галактики зарегистрирован первый микроквазар

Галактика М82, которая располагается на расстоянии около 12 млн световых лет в созвездии Большая Медведица, характеризуется чрезвычайно интенсивным звездообразованием. Каждые 20–30 лет в ней отмечаются взрывы сверхновых.

Новый объект был зарегистрирован с помощью массива радиотелескопов MERLIN, который использовался для наблюдения сверхновой SN2008iz. Неизвестный источник появился на изображениях, полученных 1–5 мая 2009 года; 25 апреля телескопы его еще не замечали, и ученым не удалось отыскать никаких данных по наблюдениям в других диапазонах, которые подтверждали бы его присутствие в центральной области М82 до начала мая. Некоторые характеристики источника (к примеру, увеличение его яркости как минимум в пять раз всего за неделю) говорят о том, что он находится в пределах галактики, а не за ней.

Авторы рассматривают несколько вариантов классификации найденного объекта. Он — теоретически — может оказаться сверхновой, но вероятность этого мала, поскольку соответствующая ему плотность потока излучения после быстрого роста практически не изменялась на протяжении нескольких месяцев наблюдений. Кроме того, его видимый размер, определенный 3 января 2010 года, намного превышает значение, характерное для сверхновых сравнимого возраста.

При обработке результатов первых 50 дней наблюдений ученые обнаружили свидетельства перемещения источника со скоростью, в 4,2 раза превышающей скорость света. Иллюзии движения со сверхсветовой скоростью часто возникают при исследовании релятивистских струй, связанных с аккреционными дисками компактных объектов.

Требуемый аккреционный диск есть у сверхмассивной черной дыры, которая должна находиться в центре галактики М82. Источник действительно располагается вблизи этой области, но все же смещен на довольно большое расстояние — несколько угловых секунд.

Более вероятной астрономы считают связь источника с микроквазаром. Такие системы наблюдаются в виде рентгеновских двойных с релятивистскими струями и аккреционным диском, окружающим черную дыру или нейтронную звезду. Масса этих компактных объектов составляет всего несколько солнечных, тогда как обычные квазары содержат сверхмассивные черные дыры.

Если это предположение окажется верным, источник станет первым микроквазаром, зарегистрированным в радиодиапазоне вне нашей Галактики.

Результаты наблюдений авторы представили на проходящем в Глазго собрании Королевского астрономического общества. Полная версия отчета будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.