Пучки протонов в БАК разогнались до рекордного уровня

Вчера энергия пучков протонов была увеличена с 540 до 1180 гигаэлектронвольт, что стало мировым рекордом, поскольку человечество никогда ранее не достигало таких энергий. До сей поры самым мощным коллайдером считался работающий вблизи Чикаго "Теватрон" Лаборатории имени Ферми.

"Достижение таких величин - очень большой результат", - отметил заведующий лабораторией Института ядерных исследований РАН Юрий Куденко. Его значение в том, что чем выше энергия, тем больше шансов обнаружить одну из основных целей физиков - бозон Хиггса. Энергии, которых добились американцы, не позволяют на это надеяться, потому физики всего мира возлагают такие большие надежды на Большой адронный коллайдер, принадлежащий Европейской организации ядерных исследований. Бозон Хиггса - это пока теоретически вычисленная элементарная частица, которая, согласно стандартной модели, отвечает во Вселенной за появление массы. Именно такое свойство этой "частицы бога" вызывает до сих пор страхи, что её искусственное получение приведёт к цепной реакции непроизвольного роста массы и превратит нашу планету в чёрную дыру. Однако до сих пор бозон Хиггса так и не был обнаружен экспериментально, что подрывало стандартную модель физики элементарных частиц. "Это частица, которой недостаёт для того, чтобы стандартная модель была полной, - пояснил профессор Куденко. - Хотя справедливости ради надо отметить, что она уже неполна - после того как на днях были обнаружены первые мюонные нейтрино из нового нейтринного пучка - то есть было подтверждено, что три вида этих частиц переходят друг в друга. А это уже противоречит стандартной модели".

Выйти на новые рекордные энергии, при которых можно рассчитывать на появление бозона Хиггса, на БАКе планируется уже после Нового года. И хотя энергии, которые есть в космосе, в земных условиях получить нереально - это порядка 10 в двадцать первой степени электронвольт - всё же можно надеяться, что в самое ближайшее время физики смогут получить принципиально новые данные о строении материи. К январю-февралю ученые надеются довести энергию до 7 ТэВ, или 3,5 ТэВ на пучок. Один электронвольт - энергия, которая необходима для переноса электрона между точками с разницей потенциалов в один вольт. Это крайне малая величина - например, энергия электрона в лучевой трубке телевизора составляет порядка 20 тысяч эВ. Для ядерной физики это базовая единица, потому что через нес, в частности, определяются и массы элементарных частиц, уточняет ИТАР-ТАСС.

Источник: Известия науки