Раскрыты детали процесса образования массивных звезд

Молодой звездный объект Source I располагается на расстоянии 414 пк от Земли в туманности Ориона — области активного звездообразования; масса Source I превышает восемь солнечных. Механизм формирования столь массивных звезд был изучен недостаточно хорошо: они редко встречаются, а наблюдать их в оптическом и инфракрасном диапазонах мешают окружающие облака пыли и газа.

Авторы, использовав массив радиотелескопов Very Long Baseline Array, проводили сеансы наблюдений каждый месяц в течение двух лет. Телескопы регистрировали газовые облака моноксида кремния — мазеры, естественные источники излучения СВЧ-диапазона, которые часто обнаруживаются в областях формирования звезд. Некоторые из этих мазеров подходили рекордно близко к протозвезде — на расстояние, отделяющее Юпитер от Солнца; многие источники сохранялись на длительное время, и ученым удалось создать трехмерную картину их перемещений.

Объединив все накопленные изображения, астрономы увидели следы вращающегося аккреционного диска, газ в котором постепенно приближается к протозвезде. В то же время вещество уносится в окружающее пространство с обеих сторон диска в направлении, перпендикулярном ему. Покидающий диск газ движется по сложной траектории, которую определяет, по мнению авторов, магнитное поле; вся система в результате приобретает форму песочных часов. «При рассмотрении формирования массивных звезд магнитные поля считали пренебрежимо слабыми, — говорит участница исследования Линн Мэтьюз (Lynn Matthews). — Но мазер не стал бы передвигаться по дуге, если бы на него не влияла какая-то сила. Мы думаем, что она имеет магнитное происхождение».

Ученые планируют продолжить регулярные наблюдения в надежде выяснить параметры магнитного поля и разобраться в том, какую роль оно играет в образовании звезд.

Полную версию отчета ученых опубликует издание The Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Источник: ИД "Компьютерра"