Обнаружены стволовые клетки, провоцирующие рак простаты

Открытие пока носит лишь экспериментальный характер: стволовые клетки были найдены только у мышей, однако оно может объяснить причины возникновения недуга и разработать новые способы его лечения.

Новые стволовые клетки получили название CARN (castration-resistant Nkx3.1-expressing cells). Обычно они задействованы в регенерации тканей, выстилающих предстательную железу изнутри. Но если в определенных генах происходит сбой, клетки CARN начинают формировать злокачественную опухоль.

Выживаемость и рост выявленных столовых клеток не зависят от андрогена, мужского полового гормона, который контролирует рост простаты. Возможно, именно в этой особенности стволовых клеток кроется разгадка того, почему рак простаты на поздних стадиях зачастую не поддается лечению, основанному на регуляции андрогенов.

Ранее исследователи полагали, что рак простаты возникает из-за базальных стволовых клеток, которые в процессе развития болезни дифференцируются в люминальные клетки. Результаты последней работы свидетельствуют: болезнь провоцируют клетки CARN, а это значит, что рак простаты имеет люминальное происхождение.

Рак предстательной железы является второй наиболее распространенной формой рака у мужчин после рака легких, убивая 254 тысячи человек каждый год (3% мужских смертей). В США риск развития рака простаты у мужчин составляет один к шести.

Напомним также, что на днях американские ученые обнаружили в опухолях простаты вирус, вызывающий лейкемию и опухоли у животных и, вероятно, являющийся причиной рака предстательной железы. Ксенотропный вирус мышиного лейкоза (XMRV) найден в 27% опухолей простаты у людей. По сути, это обычный ретровирус, который переписывает генетический код зараженной клетки. Впрочем, уже этого достаточно для возникновения рака.

Подготовлено по материалам Рейтер.