Обнаружено самое малонаселённое место океанского дна

Конечно, сравнение в данном случае идёт вовсе не со всеми океанами Земли и их дном, а лишь с теми замерами, которые были произведены людьми ранее.

Началось всё с небольшой экспедиции, которую организовал океанограф Стивен Д'Хондт (Steven D'Hondt). Он и коллеги бурили грунт и собирали цилиндрические колонки породы в относительно спокойной части океана, где в воде содержится малое количество полезных веществ, нет восходящих потоков, а над поверхностью почти не дует ветер.

В одной из колонок биологи насчитали всего тысячу живых клеток на один кубический сантиметр образца. Это на три-четыре порядка меньше, чем в других осадочных отложениях (отметим, что в этой части океана, по некоторым данным, за миллион лет нарастает всего 8 сантиметров дна).

Данное открытие любопытно, может быть, только для книги рекордов Гиннесса, но Д'Хондт делает одно важное замечание: "Ранее учёные брали образцы близ побережья и считали, что полученные данные можно распространить на весь океан. Теперь выясняется, что это не совсем верно".

Часть микробов, живущих в этой части океана, питалась атомами водорода, которые образуются в ходе распада радиоактивных элементов грунта, которые разлагают воду (редкий процесс, надо сказать, не отличается большим выходом).

Остальные полагались, видимо, на органические останки, которые спускаются от поверхности к дну океана.

"Эти данные свидетельствуют о том, что жизнь может существовать и во влажных породах на Марсе или Европе. Если уж микроорганизмы приспособились к столь бедным местам в океане, то и там как-нибудь продержатся", — говорит Д'Хондт в пресс-релизе университета.

Статья авторов будет опубликована в PNAS. В ней авторы отмечают, что продолжат свои исследования и, возможно, найдут ещё более бедные живыми организмами места.