Sukhoi Superjet 100 прошел испытания в условиях естественного обледенения

 


Самолет перелетел в Архангельск 11 апреля и совершил 5 полетов, которые потребовались для того, чтобы «поймать лед». Традиционно в районе Архангельска высока вероятность условий, способствующих обледенению. Полеты выполнялись между Мурманском и Архангельском, над побережьем Белого моря.

Сертификационные органы предъявляют очень строгие требования к авиапроизводителям по полетам в условиях обледенения. После ужесточения этих требований в 2004 году, новый самолет должен подтвердить способность безопасно продолжить полет даже при не работающих или отказавших системах противообледенительной защиты.

Испытания в условиях естественного обледенения проверяют как функционирование системы противообледенительной защиты, так и способность самолета сопротивляться ухудшению аэродинамических характеристик, вызванному обледенением. Противообледенительная система обогревает переднюю кромку крыла, обечайки воздухозаборников, датчики и приемники на поверхности самолета, а также стекла кабины пилотов. В случае отказа противообледенительной системы начинает действовать так называемая пассивная защита. Она представляет собой способность самолета сохранять высокие аэродинамические характеристики, несмотря на обледенение крыльев и оперения.

В Архангельске за 5 летных дней было совершено 5 зачетных полетов. «Самолет и все системы, включая противообледенительную, продемонстрировали безотказную работу в обычных и критических режимах. Самолет показал себя с самой лучшей стороны, все 5 выполненных полетов пошли в зачет сертификации самолета Sukhoi Superjet 100», – отметил Игорь Виноградов, первый вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого», – испытания подтвердили все расчетные характеристики и результаты стендовых испытаний. Кроме того, специалисты компании «Гражданские самолеты Сухого» и эксперты АР МАК получили подтверждение предварительных расчетов формы и размера образующегося на поверхности льда, что необходимо для проведения следующего этапа испытаний с имитаторами льда».

Когда самолет попадает в холодное облако с высоким уровнем влажности, он становится центром кристаллизации воды, висящей в воздухе. Все передние кромки крыльев, лопатки двигателей, коки винтов, антенны, остекление кабины и т.д. начинают покрываться льдом. Скорость нарастания ледяного панциря - в зависимости от конкретных условий обледенения - составляет от 1 до 6 мм в минуту. Профили крыла, стабилизатора, киля, тщательно подобранные аэродинамиками и проверенные в аэродинамических трубах, обезображиваются ледяной коркой. Причем лед, образующийся на самолете, настолько плотный, что, с одной стороны, его невозможно оторвать руками, а с другой, если он отрывается в полете, то вполне может повредить фюзеляж или двигатель. Снижается точность показания приборов, так как датчики на поверхности забиваются льдом. Люки и шасси обрастают льдом, что приводит к заклиниванию или примерзанию этих элементов конструкции.


Источник: CNews.ru