Оперативный мониторинг морских акваторий: новые геоинформационные решения

 


Инженерно-технологический центр «СканЭкс» совместно с партнерами создали технологию оперативной подготовки и доведения до потребителей трех видов геоинформационных продуктов на основе обработанных радиолокационных изображений: векторной карты нефтезагрязнений; векторной карты навигационно-судовой обстановки с указанием координат судов; карты текущей ледовой обстановки и прогностических карт ледовой обстановки (на 1-5 суток).

Особенностью предложенных решений является применение отечественных технологий приема и обработки спутниковых изображений, передаваемых со спутников RADARSAT-1 и ENVISAT-1, оснащенных радиолокаторами всепогодного детального наблюдения, сообщает пресс-служба ИТЦ СканЭкс. Спутниковые изображения охватывают районы размером от 50х50 км до 500х500 км с пространственным разрешением от 8 до 100 м.

Ледовые карты, созданные в результате обработки детальных радиолокационных снимков, отображают состояние ледяного покрова и его характеристики (сплоченность, возраст, форма льда, положение кромки льда и границ однородных ледовых зон, положение каналов и разводий).

В отсутствии ледяного покрова на акватории решается задача обнаружения нефтезагрязнений. При сопоставлении карты нефтезагрязнений с данными судовой обстановки в ряде случаев возможно определение судов, причастных к разливу.

Оперативное представление комлексного продукта реализовано на базе картографического геопортала Космоснимки (www.kosmosnimki.ru), созданного на отечественной технологии ScanEx Web GeoMixer и объединяющего в себе ГИС- и веб-технологии. Возможно создание подобных информационных ресурсов и в закрытом режиме.

Комбинирование комплексной информации в едином геоинформационном пространстве (демоверсия геопортала — http://new.test.kosmosnimki.ru/) позволяет проводить анализ данных, отслеживать динамику льда и нефтезагрязнений путем совмещения последовательных разновременных снимков.

Подобная информация может быть востребована в задачах морской навигации (в том числе, проводки судов в сложных ледовых условиях), для обеспечения работ нефтегазового комплекса, оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и т.д.


Источник: CNews.ru