Нехватка кровотока к мозгу может вызвать болезнь Альцгеймера

До сего дня причины, вызывающие это изнурительное заболевание, остаются тайной, хотя механизм нанесения ущерба организму уже подробно описан.

Новое исследование показывает, что недостаток глюкозы, доставляемой в мозг с кровью, приводит к биохимической цепной реакции. В результате накапливаются белки, атакующие нейроны, что и вызывает болезнь Альцгеймера. «Это очень важное открытие, поскольку оно предполагает, что улучшение кровотока к мозгу может быть эффективным терапевтическим подходом к профилактике заболевания», — говорит Роберт Вассар, профессор Медицинской школы Файнберга Северо-Западного университета Канады и руководитель научной группы. Физических упражнений, умеренного потребления холестерина и профилактики гипертонии должно быть достаточно, чтобы защитить человека от этой болезни, считает ученый. «Если люди начнут вовремя соблюдать эти правила, они смогут избежать неприятностей», — утверждает доктор.

Что касается людей, у которых уже обнаружены симптомы сужения артерий, они должны принимать вазодилататоры — медикаменты, увеличивающие кровоток, — чтобы помочь крови доставлять кислород и глюкозу к мозгу. На основе экспериментов с людьми и мышами Роберт Вассар и его коллеги показали, что уменьшение кровотока модифицирует белок, названный elF2alpha. В измененной форме elF2alpha способствует выделению фермента BACE1, который ускоряет производство волокнистых узлов амилоидного бета-белка. Они в свою очередь влияют на внешние нейроны и лишают их способности передавать сообщения.

Роберт Вассар обнаружил ключевую роль фермента BACE1 в развитии болезни Альцгеймера десять лет назад. Новое исследование открывает путь к разработке лекарств, блокирующих elF2alpha и весь биохимический процесс, приводящий к заболеванию. Оно также предполагает, что болезнь Альцгеймера возникает при обстоятельствах, схожих с инсультом. Вместо того чтобы умереть, клетки мозга реагируют увеличением выработки фермента BACE1, который обеспечивает краткосрочную защиту, но в конечном счете оказывается очень вредным. «Удар — это своего рода блокировка, которая останавливает кровоток и приводит к быстрому некрозу клеток, — объясняет ученый. — То, о чем мы говорим, — это медленный процесс развития сердечно-сосудистой болезни, суть которого сводится к тому же самому. Она развивается настолько умеренными темпами, что люди даже не замечают этого, но в итоге происходит хроническое сокращение кровотока».

Болезнь Альцгеймера — это дегенеративное заболевание головного мозга, характеризующееся забывчивостью и слабоумием. Оно вызывается массовой гибелью клеток в нескольких областях мозга в результате накопления бляшек из амилоидного белка. Число людей во всем мире, страдающих этим заболеванием, приближается к 24 млн. По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году их количество достигнет 42 млн, а в 2040-м — 81 млн.