Оторванный скотч показал учёным рентгеновские лучи

Для того чтобы зарегистрировать рентгеновские лучи, учёным пришлось поместить скотч в вакуумную камеру и очень быстро дёрнуть за конец липкой ленты, оторвав её таким образом от катушки.

Провернув такой, в общем-то, немудрёный эксперимент, физики даже сделали рентгеновский снимок пальца одного из исследователей.

Кто бы мог подумать! Хотя однажды (более 50 лет назад, по данным Discovery) советские учёные уже сообщали о наблюдении ими рентгеновского излучения, которое появлялось в момент отрыва клейкой ленты от поверхности стекла.

"Мы поначалу были просто поражены, — рассказывает аспирант Хуан Эскобар (Juan Escobar). — Энергия, которую можно было бы извлечь таким нехитрым способом, огромна".

Он полагает, что с помощью простых доработок процесс можно будет усовершенствовать и использовать для создания простейших рентгеновских установок. Они могли бы пригодиться в местах, где обычное электричество стоит слишком дорого или отсутствует вовсе. Ведь в конце концов липкую ленту в специально разработанных машинах можно отклеивать даже вручную (примерно так же, как раньше заводили автомобили).

Исследователи и университет даже подали заявку на патент подобных устройств.

В своей статье, опубликованной в журнале Nature, физики рассказали, что в их эксперименте специальный механизм отрывал обычный скотч от катушки со скоростью 3 сантиметра в секунду. Были зарегистрированы рентгеновские импульсы длительностью всего лишь в одну миллиардную секунды. Их источником было место контакта липкой ленты и катушки.

Судя по всему, в момент отрыва происходил перескок электронов с валика на липкую часть скотча (расстояние всего лишь от 30 до 300 микрометров). Попадая на липкую сторону, элементарные частицы резко останавливались, что приводило к испусканию ими рентгеновского излучения. Это физическое явление называется триболюминесценция.

Должны ли результаты нового открытия обеспокоить офисных работников и прочих людей, использующих скотч ежедневно? Вряд ли (хотя многие, узнавшие об эксперименте, всё же пытаются очень быстро оторвать скотч в темноте и хоть что-то увидеть).

Эскобар обращает внимание на то, что излучение имеет место только в вакууме. "Если вы соберётесь разматывать скотч в вакууме, нужно быть крайне осторожными, однако ежедневная работа с липкой лентой в обычных условиях ничем здоровью не грозит", — шутит Хуан.