Астрономы впервые увидели свечение магнетара

Загадочный объект был впервые обнаружен в 2007 году, когда орбитальный телескоп Swift зарегистрировал мощный гамма-выброс. Все подумали, что это был взрыв, сопровождавший смерть массивной звезды в далёком космосе.

Но, как оказалось, напрасно: через какое-то время астрономы наблюдали серию из 40 ярчайших вспышек в оптическом диапазоне. А потом объект исчез "с экранов радаров".

Результаты анализа этого явления опубликованы в двух независимых исследованиях в журнале Nature.

Учёные выяснили, что источник излучения был расположен не где-то "в далёком космосе", а в нашей Галактике – на расстоянии от 10 до 16 тысяч световых лет от Земли.

Но вспышка всё равно была слишком яркой, чтобы её можно было "привязать" к какому-либо из известных звёздных объектов. Что же её вызвало?

По мнению обеих групп авторов, астрономам посчастливилось наблюдать очень редкое явление — ускорение ионов и электронов магнетаром.

Это такие нейтронные звёзды, которые по не вполне понятным причинам обладают исключительно сильным магнитным полем. Предположительно, они вращаются с невероятной скоростью, что делает их поле в 1000 раз более сильным. За всю историю астрономических наблюдений удалось зарегистрировать лишь 15 таких объектов.

Бóльшая часть из них в оптическом диапазоне не излучает, но их обнаруживают благодаря случайным вспышкам рентгеновского и гамма-излучения. Астрофизики предполагают, что выбросы происходят в результате возмущений во внешних слоях магнетара.

Однако таких "звездотрясений" для мощной оптической вспышки было недостаточно. По мнению доктора Стефанеску, наиболее вероятным источником "свечения" являются ионы и электроны, разгоняемые завихрениями магнитного поля над поверхностью звезды.

Как только заряженные частицы попадают в силовые линии магнитного поля, они начинают излучать – эффект, аналогичный полярным сияниям. По крайней мере, так думают авторы исследования.

Но полного понимания происходящих в магнетаре процессов пока нет. У Криссы Кувелиоту (Chryssa Kouveliotou) из NASA, к примеру, есть сомнения относительно того, что это действительно был магнетар – уж слишком сильна была наблюдавшаяся серия вспышек.