Слепые черви могут реагировать на свет

За многие годы исследований этих существ биологи выяснили, как они реагируют на химически активные вещества, тепло и другие раздражители. А вот способности реагировать на свет, согласно общепринятой точке зрения, у них не было.

Шон Сюй (Shawn Xu) из Мичиганского университета (University of Michigan) и его коллеги заметили, что иногда нематоды как будто сторонятся яркого освещения под микроскопом.

Учёные заинтересовались, и дальнейшее расследование показало, что вспышки света, направленные прямо на червя, вызывают у него изменение траектории движения. Попросту говоря, он убегает.

Подопытные оказались наиболее чувствительны к ближнему ультрафиолету (УФ-A). В ходе следующего раунда экспериментов удалось установить, что это опасное для людей излучение является вредным и даже смертельным для Caenorhabditis elegans.

Чтобы понять, как работает сенсорная система нематод, их нейроны "препарировали" с помощью лазера. Всего у этого вида червей 302 нейрона, взаимосвязь и функциональная нагрузка которых довольно подробно изучены.

Удаление четырёх пар чувствительных нейронов привело к тому, что черви перестали реагировать на свет.

Но самое главное: ликвидированные нейроны оказались способны преобразовывать раздражение от излучения в электрический импульс. Причём ток передавался по цепочке "при участии" двух молекулярных комплексов, которые присутствуют и у позвоночных.

Авторы работы считают, что им удалось обнаружить первичные "кирпичики", из которых впоследствии сложилась зрительная система.

"Скорее всего, некоторые части палочек и колбочек возникли как минимум 540 миллионов лет назад – ещё до появления позвоночных", — соглашается с выводами мичиганских учёных Тодд Окли (Todd Oakley), специалист по эволюционной биологии из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (University of California, Santa Barbara).

Отметим, что несколько более ранних работ уже указывали на возможность возникновения отдельных компонентов зрения в указанном периоде, но "живой" поведенческий отклик на воздействие светом у столь древних существ наблюдался впервые.

Более подробно с результатами исследования вы можете ознакомиться в журнале Nature Neuroscience.