Астрономы впервые проследили взрыв сверхновой с самого начала

Пока что астрономам не удавалось поймать самое начало катастрофы. Обычно приборам доводилось "разложить по полочкам" лишь последующие события, связанные с расширением "облака" материала, выброшенного внезапно схлопнувшейся массивной звездой, и уловить послесвечение взрыва. Речь фактически шла о днях после начала катаклизма.

Теперь Алисия Содерберг (Alicia Soderberg) из Принстонского университета (Princeton University) и ряд её коллег из других университетов и институтов восьми стран отрапортовали в Nature о случайном открытии: во время наблюдений за галактикой NGC2770 при помощи рентгеновского телескопа Swift учёные неожиданно увидели там очень яркую гамма-вспышку, длившуюся несколько минут.

Чтобы убедится, что данная вспышка есть не что иное, как свидетельство гибели звезды в "сверхновом" взрыве, астрономы направили на данную область неба целый ряд наземных приборов и пронаблюдали за развитием событий в течение месяца с лишним.

В конечном счёте удалось показать, что учёным действительно удалось поймать удачу за хвост: увидеть сверхновую непосредственно во время самого взрыва и пронаблюдать за развитием этой грандиозной катастрофы с самого её начала.

Как утверждают звездочёты в новости Nature: это наиболее полная запись сверхновой на сегодняшний день. Она подтверждает связь рентгеновских всплесков и сверхновых, причём количество выделившейся энергии хорошо вписывается в модели.

"Я, безусловно, выиграла в астрономическую лотерею", — шутит Содерберг, подразумевая, что ей удалось оказаться в нужном месте в нужное время, то есть направить спутник в правильную сторону. Ведь предсказать, где и когда взорвётся сверхновая, — невозможно.

Авторы работы говорят, что в будущем, при "широкоугольном" наблюдении неба в рентгеновском диапазоне, астрономы смогут наблюдать сотни сверхновых в процессе взрыва ежегодно.