Открыта самая молодая взорвавшаяся звезда Млечного пути

До нынешнего открытия "самой недавно взорвавшейся" звездой была Кассиопея A (Cassiopeia A), погибшая 330 лет назад.

В обоих случаях речь идёт о времени по часам земного наблюдателя. Чтобы узнать, когда эти сверхновые вспыхнули в реальности, нужно прибавить к этим числам расстояние до данных объектов. Это 11 тысяч световых лет для Кассиопея A и целых 25 тысяч лет для сверхновой-новобранца (округлённо).

Кстати, из-за наличия большого количества межзвёздных облаков пыли и газа между вновь открытой сверхновой и Землёй 140 лет назад астрономы с телескопами того времени никак не могли бы увидеть вспышку, не говоря уже о наблюдении невооружённым глазом.

"Если бы не было затемняющих облаков, люди увидели бы внезапно появившуюся звёздочку в созвездии Стрельца примерно в 1870-1900 годах", — пояснил ведущий автор исследования Стивен Рейнольдс (Stephen Reynolds) из университета Северной Каролины.

В чём же важность открытия? Ещё в 1950-х астрономы выяснили, что сверхновые в нашей галактике должны взрываться по две-три штуки каждые сто лет. Это означает, что на небе теоретически можно увидеть 60 останков сверхновых моложе 2 тысяч лет.

Но таких объектов пока было обнаружено только десять. Нынешняя находка (названная G1.9+0.3) стала настоящим подарком астрономам, увенчавшим полувековой поиск (останки звезды Cassiopeia A в оптическом диапазоне увидели в 1950 году, а радиоизлучение от них поймали тремя годами ранее).

Собственно объект G1.9+0.3 был открыт не сейчас, но только теперь астрономы провели исследование в рентгеновском и радиодиапазоне и сравнили изображения разлетающегося во все стороны облака, оставшегося на месте этой звезды.

Снимки были получены в 1985 и 2007 годах. Так удалось установить скорость разлёта останков и вычислить дату взрыва.

Как уже сказано, дата получилась самой близкой к нам из всех известных. Но также надо добавить, что и скорость расширения останков оказалась рекордной и просто беспрецедентной – более 15 тысяч километров в секунду!

По расчётам учёных, наиболее вероятно, что данная сверхновая относится к типу Ia. Белый карлик в двойной системе перекачивал вещество со своей звезды-соседки и, достигнув "критической массы", "бабахнул".

Самая молодая взорвавшаяся звезда, как надеются астрономы, поможет им понять — почему так мало останков сверхновых в Галактике и откуда берётся сырьё для возникновения планет и, в конце концов, жизни.

В частности специалисты, изучив G1.9+0.3, предположили, что некоторые сверхновые излучают значительную долю энергии при взрыве на иных частотах, нежели обычно проверяют астрономы, сообщает Science.

Что до сырья для жизни, то учёные до сих пор не вполне чётко представляют, где и когда в процессе взрыва сверхновой рождаются тяжёлые элементы, и жаждут увидеть их в останках G1.9+0.3.

Надо добавить, что в данном открытии астрономам поспособствовали орбитальная рентгеновская обсерватория Chandra и радиотелескоп Very Large Array американской национальной радиообсерватории.