Шаровидные скопления "подкинули" астрономам очередную загадку

Шаровидные скопления, которые могут быть населены миллионами звезд, находят на окраинах галактик. Их относят к самым старым объектам Вселенной, возраст которых достигает 9-13 миллиардов лет. Поэтому ученым интересно разобраться в природе шаровидных скоплений, ведь в них могут прятаться самые первые звезды.
Долгое время считалось, что большинство шаровидных скоплений среднего возраста, и немногие доживают последние дни. Однако данные космической обсерватории "Чандра" и теоретические исследования вносят коррективы.

При взаимодействии отдельных или двойных звезд в густонаселенных центрах шаровидных скоплений могут рождаться новые двойные звезды, что сопровождается выбросом рентгеновского излучения. Так как такие двойные звезды, как считают ученые, в основном образуются в середине жизни шаровидного скопления, а к концу его жизни исчезают, то по относительному количеству источников рентгеновского излучения можно судить о стадии развития скопления.

Есть эти кластеры и вокруг Млечного пути. Тринадцать таких шаровидных скоплений исследовали ученые из Северо-западного университета США. Шаровидные скопления давно используют как отличные природные лаборатории для исследования эволюции и взаимодействия звезд. Поэтому особенно интересно обнаружить новые фундаментальные принципы их эволюции, подчеркивает ведущий автор исследования, появившегося в "The Astrophysical Journal", Джон Фрего (John Fregeau). С помощью космической обсерватории "Чандра" ученые обнаружили большое количество рентгеновских источников (или двойных звезд, испускающих рентгеновские лучи) по крайней мере, в трех шаровидных скоплениях. Это говорит о том, что эти скопления среднего возраста. Однако прежде данные кластеры относили к скоплениям почтенного возраста: высокая концентрация звезд в их центрах является одним из показателей старости, используемых астрономами.
Отсюда вывод, что большинство шаровидных скоплений, в том числе оставшиеся десять из изученных Фрего, не среднего возраста, как считалось прежде, а, на самом деле, достаточно юные.

Юным называют родившееся шаровидное скопление, развитие которого сопровождается коллапсом звезд вблизи его центра. Средний возраст – относится к стадии, когда взаимодействие двойных звезд и образование источников рентгеновского излучения рядом с центром кластера удерживает его от дальнейшего коллапса. И, наконец, старость шаровидного скопления соответствует периоду, когда двойные звезды в центре кластера заканчивают свою жизнь и коллапсируют.

Результаты исследования не только расширяют наши представления об основах эволюции шаровидных скоплений, но помогают понять, как взаимодействуют звезды в их центрах. Кроме того, они подтверждают некоторые теории, которые говорят о том, что шаровидным скоплениям нужно больше времени, чтобы достичь старости, нежели уже прожила Вселенная. Об этом сообщает агентство "Информнаука".

Источник: Известия науки