Ускоритель частиц помог обнаружить древнейшие следы масляной краски

 


Такой вывод сделала группа учёных во главе с Йоко Танигути (Yoko Taniguchi) из токийского Национального института по изучению культурных ценностей (National Research Institute for Cultural Properties).

Благодаря экспериментам, проведённым на европейском синхротроне ESRF в Гренобле, удалось обнаружить, что при создании найденных в районе афганского города Бамиан (Bamiyan) фресок применялись пигменты на масляной основе.

Марин Котт (Marine Cotte), входящая в группу исследователей и являющаяся коллаборантом ESRF, говорит: поскольку техника фресковой живописи подразумевает нанесение нескольких независимых слоёв изображения, для анализа состава каждого слоя было необходимо задействовать синхротронный ускоритель.

В частности, были применены инфракрасная микроспектроскопия, анализ рентгеновской флуоресценции и дифракции, а также ряд других методик, опирающихся на возможности этого огромного инструмента. Кстати, о применении таких средств для анализа древних росписей, авторы открытия сделали доклад на конференции по инфракрасной микроспектроскопии на синхротроне (MIRAS.2008), которая завершилась в Мадриде на прошлой неделе.

Всё вместе это позволило выявить следы пигментов на масляной основе, предположительно мака или грецких орехов, которые использовались наравне с "традиционными" неорганическими пигментами.

Следы масляных пигментов были найдены в 12 из 50 обнаруженных пещер и датируются приблизительно 650 годом.

По мнению Йоко Танигути, техника исполнения фресок демонстрирует следы как индийского, так и китайского влияний, что позволяет предположить, что росписи были созданы мастерами, путешествовавшими по Великому Шёлковому пути. По её словам, дальнейшие исследования, ведущиеся в рамках проекта "Всемирное наследие" под эгидой ЮНЕСКО, позволят пролить свет не только на происхождение найденных фресок, но и в целом на экономические и культурные связи народов Древнего Востока в эпоху расцвета Великого Шёлкового пути.


Источник: MEMBRANA.RU