Японцы планируют сбросить с орбиты бумажный самолётик

 


Так считает лидер официально утверждённого на днях проекта — Синдзи Судзуки (Shinji Suzuki), профессор факультета аэронавтики и астронавтики университета Токио (Department of Aeronautics and Astronautics).

Над данным проектом Судзуки работает уже 10 лет. Тогда он впервые встретился с Такуо Тода (Takuo Toda), главой японской ассоциации самолётиков оригами (Japan Origami Airplane Association), во время запуска 2-метрового бумажного самолёта с вершины горы. Такуо Тода же не один десяток лет мечтал о постройке бумажного шаттла, способного спуститься с орбиты. Но все, с кем он начинал разговор об этом, отвечали только одно: "Он сгорит немедленно".

Однако Синдзи, поначалу также отнёсшийся к идее скептически, посчитал, что здравый смысл тут есть. Если небольшой самолётик (очевидно — очень и очень лёгкий) сможет спускаться сравнительно медленно, тепловые нагрузки на него будут намного ниже, чем на настоящие многотонные шаттлы, врывающиеся в атмосферу на космической скорости.

В прошлом месяце партнёры по проекту провели испытания небольшой бумажной модельки в сверхзвуковой аэродинамической трубе. Самолётик длиной 7 и шириной 5 сантиметров спокойно перенёс 12-секундный "полёт" на скорости 7 Махов, при этом он разогрелся до 230 градусов по Цельсию, но не получил никаких повреждений, ни механических, ни "ожогов".

Правда, надо сказать, японские "шаттлы" выполнены не из обычной бумаги, а из материала, созданного из волокон сахарной свёклы. Он отличается сравнительно высокой прочностью, стойкостью к нагреву и воздействию влаги. К тому же Судзуки и Тода распыляют на поверхности бумаги некий защитный состав. Они намерены построить несколько таких "челноков" длиной 20 и шириной 10 сантиметров, которые будут весить всего 30 граммов.

Их скруглённые кромки крыльев и закруглённые носы должны обеспечить малый нагрев при входе в атмосферу. Вдобавок лёгкие самолётики затормозятся довольно быстро, ещё в верхних слоях.

Пару дней назад Японское аэрокосмическое агентство (JAXA) приняло план Судзуки и обещало выделить проекту на следующие три года $900 тысяч, с тем чтобы исследователи подготовили полное технико-экономическое обоснование такого необычного полёта и провели новые тесты. Если всё пройдёт гладко, есть шанс, что спуск бумажного самолётика (и, быть может, даже не одного) с орбиты будет осуществлён.

Отправить необычные "аппараты" в свободный полёт обязуется один из горячих сторонников проекта — японский астронавт Коити Ваката (Koichi Wakata).

Результаты такого теста могли бы помочь в разработке необычных лёгких аппаратов для изучения верхних слоёв атмосферы, а также в создании шаттлов, способных входить в атмосферу медленно, снижая тем самым аэродинамическую и тепловую нагрузку на конструкцию.

И такой полёт мог бы многое прояснить для учёных даже вне зависимости от его исхода. Так считает Ясуюки Миядзаки (Yasuyuki Miyazaki), инженер из Японского университета (Nihon University), который не участвует в проекте Судзуки. Миядзаки, кстати, отмечает, что в зависимости от угла входа в атмосферу такой небольшой и лёгкий самолётик мог бы вообще на Землю не вернуться.

Конечно, у проекта есть и критики. Они отмечают, что одним из главных вызовов является обеспечение слежения за выброшенными "аппаратами" вплоть до их посадки. А отсутствие такого слежения сделает уникальный спуск из космоса бессмысленным.

Тем не менее инициаторы затеи рассчитывают на энтузиазм масс. Они намерены написать на самолётиках обращения на нескольких языках, в котором излагалась бы просьба уведомить команду о месте находки такого "шаттла" и, видимо, о его состоянии. "Только вообразите, что дети во всём мире будут с тревогой ждать возвращения нашего челнока-оригами, возможно, периодически вглядываясь в небо, — сказал Судзуки. — Это было бы большой забавой".


Источник: MEMBRANA.RU