Терапевтическое клонирование вылечило мышей от болезни Паркинсона

Строго говоря, болезнь у грызунов была действительно лишь смоделирована. Биологи дали подопытным специальное лекарство, которое убило нейроны, вырабатывающие дофамин (нейромедиатор, осуществляющий передачу электрического импульса с нервной клетки).

Из-за этого у животных появились сложности с передвижениями, как у людей с болезнью Паркинсона (гибнут клетки, контролирующие двигательную активность мышц).

Для того чтобы вылечить мышек, учёные из Мемориального центра лечения рака Слоан-Кеттеринг (Memorial Sloan-Kettering Cancer Center — MSKCC) взяли взрослые клетки из хвостов больных животных и переправили их японскому специалисту по генетике Тэрухико Вакаяме (Teruhiko Wakayama) из Центра биологии развития (RIKEN Center for Developmental Biology) в Кобе.

Тэрухико провёл терапевтическое клонирование (или somatic-cell nuclear transfer — SCNT), то есть переместил ядра клеток хвоста в яйцеклетки, из которых были удалены свои собственные ядра.

Затем яйцеклетки выросли в бластоцисты (зародышевые пузыри), из которых учёные американского центра получили эмбриональные стволовые клетки и "дифференцировали" их в клетки нервной системы, которые вырабатывали дофамин.

Эти нейроны внедрили 24 больным мышам, у которых уже через три недели стали появляться первые признаки выздоровления (всего учёные наблюдали мышей в течение 11 недель).

Однако семи грызунам были трансплантированы клетки с ядрами от доноров, которые были генетически далеки от них. В этих случаях ни одна клетка не прижилась, а у трёх подопытных проявлялись другие проблемы с передачей сигналов в мозге.

Как пишут авторы работы в своей статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, 187 линий стволовых клеток были получены из 5099 яйцеклеток, то есть эффективность метода составила лишь 4%.

Сейчас главная задача учёных — не допустить дифференциацию уже пересаженных клеток, которая, судя по всему, имела место у некоторых животных.

Как всегда, биологи оговариваются, что до лечения человека от этой болезни тем же способом ещё очень далеко (хотя бы потому, что количество яйцеклеток у нас весьма ограничено). Но, несмотря ни на что, это достижение значительно, и учёные собираются продолжать исследования в данной области.

По-прежнему продолжаются эксперименты с другими методами лечения (например, с помощью индуцированных плюрипотентных стволовых клеток), которые также могут показать неплохие результаты.

Возможно, именно такая биологическая "гонка вооружений" приведёт к оптимальному методу лечения болезни Паркинсона.