Хлориды на Марсе могут оказаться консервами жизни

Открытие произошло благодаря спутнику Mars Odyssey, не один год изучающему планету из космоса. Остерлу со товарищи воспользовались данными с термальной камеры THEMIS, ведущей съёмку в высоком разрешении, и вычислили в южном полушарии Марса около 200 участков, покрытых хлоридами. Это могут быть разные соединения, сообщают авторы работы, к примеру, обычная поваренная соль (хлорид натрия), хлорид магния и так далее.

Поскольку участки эти представляют собой низины (с каналами, идущими к ним, — уточняет PhysOrg.com), исследователи предполагают, что данные отложения (или, по крайней мере, большая их часть) происходят от солёных озёр, некогда испарившихся, либо от участков местности, подвергшихся воздействию грунтовых вод. И пусть по размеру эти "пятна" не так уж велики, они широко разбросаны по всему полушарию.

Возраст найденных отложений авторы исследования оценивают в 3,5-3,9 миллиарда лет и говорят, что такие залежи являются прекрасными "консервами", в которых могли сохраниться останки былой жизни.

О существовавшей некогда на поверхности Марса солёной воде планетологи заговорили ещё в 2004-м, да и в прошлом году они находили целые солевые отложения. Правда, в основном тогда речь шла о сульфатах. А ещё о прошлой жидкой воде говорили огромные отложения гипса и глины, и конечно, целое замёрзшее море.

Но вот залежи, богатые хлоридами, определить в данных со спутника было куда сложнее, так что они "запоздали".

Некоторые учёные указывают, что открытие Остерлу и его коллег (в плане возможной жизни на Марсе) – вещь обоюдоострая. Ведь трудно представить организм, которому понравилась бы чрезвычайно солёная вода.

С другой стороны, и на Земле существуют бактерии, способные выжить на Красной планете в условиях сильного ультрафиолета и той же повышенной концентрации соли.

Увы, ни один из районов с хлоридами не выбран в качестве возможной посадочной площадки для большого марсохода Mars Science Laboratory, который стартует к Марсу в 2009-м. Для него уже определены иные приоритетные цели – участки, богатые глинами. Они тоже способны поведать о прошлом воды на Марсе и, возможно, жизни. Но районы с солью в этом плане были бы более перспективными, чем "глиняные". Так утверждает Виктория Гамильтон (Victoria Hamilton) из Гавайского университета, один из членов команды Остерлу.

Надо также добавить, что поваренная соль была найдена и в метеорите Nakhla, попавшем давным-давно с Марса на Землю. В том самом камне, в котором пару лет назад учёные нашли пусть и спорные, но следы жизни.