Система управления полетами: 2 млрд на модернизацию

 


В настоящее время основной системой, используемой в Московском центре автоматизированного управления воздушного движения, является комплекс «Теркас», запущенный в эксплуатацию шведскими специалистами в 1980 г. Программно-аппаратное решение рассчитано на 15 лет, и его ресурс оказался исчерпан в 1995-м. Несмотря на это, физически изношенный и морально устаревший «Теркас» по-прежнему находится в эксплуатации. Как признают специалисты, 2–3 раза в месяц в этой системе происходят сбои, и вся нагрузка ложится на резервный комплекс «МЦ-Скала», разработанный НИИ Специальных систем связи, автоматизации и управления (НИИСССАУ) и запущенный в штатную эксплуатацию в 1999 г. По факту, именно математические расчеты «МЦ-Скалы» поступают в обе системы и являются основой для данных, отображаемых на мониторах и «Теркаса», и резервной системы.

В 2003 г. в Московском центре в штатную эксплуатацию был принят третий программно-аппаратный комплекс «РК Резерв», разработанный НТЦ «Софтаэро», в то время подразделением НИИСССАУ. Решение функционально превосходит возможности основного комплекса, резервирует его и обеспечивает взаимодействие с военным сектором московской системы. Отказов в его работе не зарегистрировано. На создание системы было затрачено около $10 млн. из средств Московского центра управления воздушным движением.

В январе 2008 г. Федеральной аэронавигационной службой (ФАНС) было принято решение о проведении открытого конкурса по выбору подрядчика для оснащения Московского центра современной автоматизированной системой. Открытость конкурса приветствуют все участники рынка. НИИССАУ принял решение об участии в конкурсе, так как именно его система находится в эксплуатации более 5 лет. Разработчики уверены, что «РК-Резерв» вполне может послужить основой для создания новой системы в максимально короткие сроки. Институт вошел в состав консорциума, объединяющего «Гелиос Компьютер» (генеральный подрядчик, имеющий опыт создания систем специального назначения, в том числе в рамках Гособоронзаказа), МНИИ ПА, компании «Софт-Аэро», «Децима», «Монитор-Софт», «Сеалтек», «ИВК», «РБК-Центр» и аэропорт «Внуково», на территории которого и планируется разворачивать новое решение.

Конкурирующей группой организаций стало объединение, возглавляемое концерном «Алмаз-Антей» и включающее компанию «Нита» и петербургский ВНИИРА (Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры). Последний является известным разработчиком систем и средств навигации, посадки и управления воздушным движением для авиации всех ведомств. Среди задач, решаемых компанией «Алмаз-Антей», значится создание системы воздушно-космической обороны (ВКО) пятого поколения, которая оценивается как ответ на создание в США системы противоракетной обороны. После включения в 2007 г. 11 предприятий, производящих, в основном, радиоэлектронное оборудование, общее число компаний, входящих в концерн, достигло 57.

Специалисты признают, что оба лагеря имеют свои преимущества и победителя можно определить только по условиям конкурса, в зависимости от условий, предложенных участниками. После публикации в интернете 4 февраля протокола о вскрытии конвертов эти условия стали открыты. Из таблицы протокола, приводимой ниже, видно, что консорциум, возглавляемый «Гелиос Компьютером», предложил более низкую цену (2,04 млрд. руб, «Алмаз-Антей» — 2,4 млрд. руб) и более продолжительную гарантию на выполненные работы и поставляемое оборудование — 60 месяцев (12 месяцев у «Алмаз-Антея»). Учитывая то, что решение компании уже эксплуатируется и нуждается только в доработке, предлагаемый срок создания новой системы у «Гелиос Компьютера» также оказался значительно ниже — 16 месяцев к 40 у «Алмаз-Антея». В срок до 11 февраля комиссия под председательством Александра Шрамченко, заместителя руководителя ФАНС, рассмотрит заявки и подведет итоги конкурса на основе утвержденной методики оценки.

Известно, что системы организации воздушного движения, действующие сегодня в Центральном регионе России, покрывают небо над Москвой и вокруг столицы в радиусе 1000 км. Пространство мониторинга разделено на 40 секторов, которые покрывают более десятка локаторов, фиксирующих перемещение всех воздушных судов. Именно физическая изношенность системы «Теркас», эксплуатирующейся уже более 25 лет с 10-кратным продленным ресурсом, является причиной нескольких ее критических отказов. Так, опасное сближение с другим воздушным судном при возвращении самолета президента России из Костромы в марте 2005 г. произошло именно по причине сбоя системы и потери диспетчером контроля над самолетами. К последствиям отказов также относят авиакатастрофу самолета «Сессна», произошедшую в 2005 г. в «Домодедово», и аналогичные катастрофы под Сочи и Красноярском.

Напомним, что под управлением ФАНС объединены военные и гражданские авиадиспетчеры всей страны. Предполагается, что обновление программно-аппаратных комплексов, начатое с Москвы, продолжится и в других регионах России.


Источник: CNews.ru