Учёные нашли отражение генотипов народов в их песнях

 


Складывается впечатление, что музыка показывает скрытые связи разных людей, которые могут разговаривать на разных языках, но при этом быть относительно близкими родственниками.

Работа, представленная Ридом на ежегодном собрании Американской антропологической ассоциации (American Anthropological Association), суммирует современные генетические данные и исследование, проведённое этнографом Аланом Ломаксом (Alan Lomax) в 50-60-х годах прошлого века. Ломакс известен тем, что записывал американскую народную музыку, однако всего в его коллекции около пяти с половиной тысяч песен 857 разных культур.

Чтобы провести классификацию музыкальных стилей, Ломакс объединился с музыковедом Виктором Грэуэром (Victor Grauer). Вместе они создали систему под названием кантометрика, с помощью которой нанесли песни разных народов на определённую шкалу. Место определялось уровнем присутствия того или иного элемента – всего их было 37 (примеры элементов: темп музыки, наличие йодля).

Ломакс умер в 2002 году, а Грэуэр вышел на пенсию. Вскоре он связался с Сарой Тишкофф (Sarah Tishkoff), руководителем Флойда, и предложил использовать систему в её исследовании этнического разнообразия, она же передала эти данные ему.

"Поначалу я подумал, что это сумасшествие какое-то, — говорит Флойд, — потом я вспомнил об исследованиях Кавалли-Сфорца и пришёл к выводу, что кое-что в этом всё-таки есть".

В 1970-х Луиджи Лука Кавалли-Сфорца (Luigi Luca Cavalli-Sforza), генетик с мировым именем из Стэндфордского университета (Stanford University), утверждал, что проследить наследственность человека можно, объединив генетику, лингвистику и демографию. Он не догадался проверить, как путешествовали сквозь культуры гены и образцы вокального искусства.

Рид же решил сравнить расположение песен и генов, свести их на одной "карте". Для этого он исследовал кантометрическую систему и попытался переделать её в двухмерную, в результате каждая своеобразная культура стала точкой на плоской поверхности. Чем ближе расположены две точки, тем больше похожи их песни.

Примеры напевов таких близких культур вы найдёте на этой странице (представлены аудио-файлы записей пения племён юхоанси (Juhoansi), ака (Aka) и хуту (Hutu)).

Затем Флойд сравнил расположение точек с данными по генотипам 3 тысяч человек из Африки, и обнаружил корреляцию. То есть, культуры, сформировавшие группы по музыкальным признакам, имели тенденцию быть похожими и генетически.

"Получается, что прочие особенности различных народов претерпевают значительные изменения, в то время как музыка и песни почти никогда", — говорит он.

При этом если сравнивать генетику и географическое расположение племён, то такой сильной связи не обнаруживается. Две культуры, проживающие под боком друг у друга, поют совсем по-разному, нежели те, что находятся далеко, но схожи по генотипу.

Конечно, однозначные выводы сделать из этого любопытного исследования сложно, слишком уж субъективна оценка по кантометрической шкале.

Флойд тоже соглашается, что культуру невозможно оценить числами, но этот первый результат вполне может подтолкнуть будущие более точные исследования, которые проследят как те или иные культурные особенности путешествовали по миру.


Источник: MEMBRANA.RU