Обнаружение "темной энергии", возможно, приблизило гибель Вселенной

К таким выводам ученые пришли на основании результатов вычислений, описывающих эволюцию энергетического состояния Вселенной.

До недавнего времени считалось, что Большой взрыв был вызван переходом «ложного» вакуума (false vacuum) в истинный вакуум, обладающий минимальной энергией. Обнаружение "темной энергии" может означать, что переход произошел не в истинный вакуум, а в другое состояние ложного вакуума. И в этом состоянии сохранилось некоторое количество энергии, которая приводит к ускорению расширения Вселенной.

Поскольку ложный вакуум является метастабильным состоянием, он в любое время может перейти в истинный вакуум, и наша Вселенная перестанет существовать. Причем вероятность этого процесса должна расти экспоненциально.

В 1958 году российский ученый Л. Халфин доказал существование точки перехода, в которой временная зависимость вероятности распада квантовой системы меняется с экспоненциальной на более слабую функцию времени. На основе этих результатов д-р Краусс провел вычисления, показывающие, что наша Вселенная могла уже миновать эту точку перехода. Согласно выводам ученого, чем меньше энергетический зазор между состояниями истинного и ложного вакуума, тем быстрее произойдет переход. В нашей Вселенной эта величина составляет чуть больше нуля.

Однако д-р Краусс утверждает, что согласно квантовому эффекту Зено, наблюдения за сверхновыми, проводимые в 1998 году, которые привели к открытию "темной энергии", могли вернуть этот процесс в самое начало, в точку, где вероятность перехода имеет экспоненциальную зависимость, сообщает EurekAlert.

Выводы, полученные учеными, являются спорными. Макс Тегмарк (Max Tegmark) из Массачусетского технологического института заявляет, что квантовый эффект Зено не требует, чтобы наблюдения проводились именно человеком. «Галактики «наблюдали» темную энергию значительно раньше нас», поскольку они подвержены ее воздействию. Результаты проведенных наблюдений ничего не изменили, кроме наших собственных знаний, комментирует ученый.

Источник: CNews.ru