Глонасс: экономическая эффективность

 


16 октября 2007 года в Калуге состоялось заседание координационного совета по реализации областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007-2009 годы)". На нем были представлены первые данные об экономических характеристиках систем такого рода.

Муниципальное унитарное предприятие "Единая диспетчерская служба" города Калуги осуществляет спутниковый мониторинг за транспортными средствами городского общественного транспорта, служб вывоза бытовых отходов и механизированной уборки улиц. В перспективе в городе будет осуществляться навигационный контроль и за транспортом срочных служб.

В качестве навигационных устройств используются приемники ГЛОНАСС/GPS российского производства. Один такой блок стоит до 30 тыс. руб, их закупки осуществляются по конкурсу. Сейчас всего в Калуге централизовано установлено 222 навигационных блоков, из них 115 - на троллейбусах (100% парка этих транспортных средств), на часть автобусного парка, 31 мусоровоз и 27 машин для уборки улиц. В ближайшее время блоки будут установлены на снегоуборочной технике.

Данные о местоположении контролируемого транспортного средства пересылаются на сервер "Единой диспетчерской службы", обрабатываются и сохраняются в базе данных. После этого формируются отчеты, в первую очередь для органов муниципальной власти. Например, утром можно сформировать отчет о ночной работе уборочной техники на городских улицах, включая количество рейсов, площадь убранной территории и описание конкретных транспортных средств, участвовавших в работе.

Таким образом городские власти могут контролировать исполнение работ, заказанных у организаций и компаний, и оптимизировать свои расходы. Услуги по навигации одного транспортного средства стоит 500 руб в месяц. Аренда навигаторов обходится еще в 500 руб. в месяц дополнительно. Итого система обходится в 1 тыс. руб. в месяц в расчете на одно транспортное средство.

Как заявил директор "Единой диспетчерской службы" г. Калуги Сергей Морозов, передача калужского опыта по навигации городского транспорта в другие регионы начнет осуществляться после того, как в системе можно будет проводить диспетчеризацию, то есть контроль расписания и согласование работы транспортных средств. Такой продукт должен появиться уже в конце ноября 2007 г., его промышленную эксплуатацию планируется начать в середине следующего года.

По мнению г-на Морозова, диспетчеризация общественного транспорта должна хотя бы частично решить проблему нерегулярности движения. На каждой остановке будет установлено светодиодное табло, указывающее расписание и время ожидания транспорта. Хотя, конечно, проблемы узких улиц Калуги и возникающих из-за них заторов спутниковая навигация общественного транспорта решить не сможет.

Кроме Калуги, в Калужской области спутниковая навигация общественного транспорта используется в проекте "Школьный автобус". С ее помощью осуществляется мониторинг движения 150 автобусов, развозящих учеников из отдаленных деревень.

Спутниковый мониторинг транспорта Калужской области производится в рамках областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007-2009 годы)". Эта программа является пилотной и, если она будет расценена как успешная, ее результаты будут использоваться и в других регионах России.


Источник: CNews.ru