Выгоды от 80 млн. лет бесполой жизни: исследование

Несмотря на то, что известны многие организмы, не использующие половое размножение, они вымирают после относительно коротких промежутков времени. Клонируя самих себя, они не могут приспособиться к окружающей среде и нормально эволюционировать. Поэтому тот факт, что Bdelloidea просуществовали почти сотню миллионов лет, для ученых оставалось загадкой.

Обычно Bdelloidea обитают в пресноводных водоемах. При высыхании водоемов коловратки переходят в обезвоженное состояние, в котором могут оставаться много лет. При возвращении воды жизненный цикл коловраток восстанавливается без каких-либо потерь. Новое исследование доктора Алана Таннаклиффа (Alan Tunnacliffe) из Биотехнологического института при Кембриджском университете показывает, как Adineta ricciae, одна из разновидностей коловраток, справляется с трудными условиями засухи. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Размножающиеся половым путем особи приобретают пару хромосом – копии хромосом родителей, образуемые путем перекрестного скрещивания, кроссинговера. В основном гены в двух хромосомах особи идентичны, и они создают идентичные белки. Исследователи обнаружили, что у коловратки Adineta ricciae две копии генов в разных локусах сильно различаются, поэтому они производят белки с разными функциями. Одна копия защищает важные белки организма от слипания при высыхании во время засухи, другой белок помогает поддерживать в жизнеспособном состоянии жидкие мембраны клетки. Такой механизм самосохранения впервые был обнаружен у бесполого животного.

Доктор Алан Таннаклифф прокомментировал результаты: «В течение нескольких лет мы знали, что копии гена, которые имели бы ту же самую последовательность ДНК в существах, размножающихся половым путем, могут весьма отличаться друг от друга у бесполых особей. Но впервые нам удалось показать, что эти копии генов выполняют разные функции. Особенно захватывающим стало обнаруженное различие функций в генах, которые помогают коловраткам переносить высушивание. Развитие функции генов подобным способом не может произойти в организмах, использующих половое размножение. Это объясняет, почему коловратки после миллионов лет сохранили свой необычный механизм выживания».

Источник: CNews.ru