Трёхмерные мушки открывают тайны нейродегенеративных заболеваний

По их словам, благодаря этому достижению удастся лучше понять природу некоторых серьёзных человеческих болезней.

Используя современную технологию оптической проекционной томографии (optical projection tomography — OPT), исследовательница MRC Мэри О'Коннелл (Mary A. O'Connell) и её коллеги впервые создали трёхмерные изображения фруктовой мушки (Drosophila melanogaster).

Объясняя использование данной техники, исследователи сказали, что тёмный цвет экзоскелета этих насекомых не позволяет смотреть сквозь него с помощью обычного светового микроскопа. Поэтому раньше биологам для изучения анатомии мушек приходилось разбирать их ткани вручную, что было весьма трудоёмким занятием.

Но группа О'Коннелл смогла справиться с этой проблемой, обесцветив экзоскелет дрозофил с помощью перекиси водорода. Благодаря этому учёные смогли применить метод OPT, чтобы рассмотреть внутренние органы мушек.

Особенно исследователей заинтересовали детали строения нервной системы. Как сообщается в статье, опубликованной в онлайн-журнале PLoS ONE, они смогли изучить нарушения в структуре мозга стареющих фруктовых мушек.

Как объясняет О'Коннелл, нейродегенеративные изменения, приводящие к постепенной потере функций мозговых клеток, не являются исключительно человеческим феноменом. У людей подобные нарушения характерны, например, для болезней Альцгеймера и Паркинсона. Интересно, что схожая патология, проявляющаяся в неустойчивом поведении, наблюдается часто, например, у ос и пчёл в осенний период, незадолго до смерти насекомых.

С помощью OPT учёные смогли обнаружить в мозге стареющих мушек участки, где имеются как раз такие патологии, связанные с возрастными изменениями, а также найти те области, где происходит экспрессия генов, регулирующих такие процессы.

О'Коннелл утверждает, что дефекты, вызванные старением, и у людей, и у мушек обусловлены действием генов со схожими функциями. Поэтому данная работа и представляет интерес для дальнейших исследований.

Кстати, если верить некоторым учёным, причиной нейродегенеративных заболеваний у людей вполне могут оказаться газированные напитки с солнечным кремом.