Электрошоковый Pac-Man помог исследовать страх

 


Чтобы увидеть, как мозг реагирует на изменение положения человека в игре, исследователи измеряли деятельность мозга, используя функциональный магнитный резонанс.

Когда виртуальный хищник находился на приличном расстоянии, учёные наблюдали активность мозга в нижней части лобной коры — области, известной как вентромедиальная префронтальная кора (ventromedial prefrontal cortex). Наука знает, что деятельность в этом участке нарастает с ростом беспокойства, и что этот участок помогает человеку вырабатывать стратегию ухода от опасности.

Однако, если хищник в игре подбирался близко, происходило переключение — активировалось околоводопроводное серое вещество (periaqueductal grey), отвечающее за более примитивное поведение, связанное с выживанием, с быстрой реакцией на угрозу, и включающее в себя борьбу, бегство или замирание. Эта же область связана с выбросом опиатов, готовящих тело к возможному восприятию боли.

Это изменение в мозговой деятельности оказалось наиболее выраженным, когда игрок ожидал более сильный удар током. Кроме того, бурная деятельность околоводопроводного серого вещества хорошо соотносилась с увеличенной субъективной степенью страха и уменьшением веры игрока в возможное спасение от "хищника".

Ведущий автор работы — Дин Моббс (Dean Mobbs) из университетского колледжа в Лондоне (University College London) — поясняет: "Без чувства опасности животные не реагировали бы на угрозы, ведь в его отсутствие они, скорее всего, будут съедены и не передадут свои гены потомству. Самая же эффективная стратегия выживания зависит от уровня угрозы. В одних случаях достаточно просто опасаться, в других — реагировать немедленно. Чем ближе угроза, тем более импульсивным будет ответ, тем меньше свободной воли будет в реакции".

Сбои в нормальной работе этой системы могли бы объяснять, почему некоторые люди страдают от беспричинных тревожных состояний и приступов паники, считают учёные.


Источник: MEMBRANA.RU